Курсовая теория на тему Особенности структуры личности детей с нарушенным психическим развитием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1.Теоретичес кие аспекты изучения особенностей структуры личности детей с нарушенным психическим развитием 4
1.1 Нарушение психического развития 4
1.2Условия и движущие силы психического развития, обучение, периодизация психического развития 10
1.3Феномен депривации у детей с отклонениями психического развития 13
1.4Структура личности детей с нарушением интеллекта 20
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность темы. Формирование психики человеческого индивида — это определенный вместе с тем функциональный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда влияют через внутренние условия; с возрастом незаметно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в созревании его как личности.
На данный момент внимание многих психологов во всем мире увлекло к проблемам раннего детства. И это не случайно, поскольку, первые годы жизни считаются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, при которых он будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
В период младенчества ребенка, также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема развития личности в условиях психической депривации неоднократно вызывала повышенный интерес как у зарубежных (Дж. Боулби, М. Раттер и др.), так и российских ученых (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Т.И. Юферева и др.). Изучению особенностей психического развития и становления личности в учреждениях интернатного типа также посвящен ряд работ. В частности, эту проблему рассматривали: И.В. Дубровина (изучение развития детей в интернатных заведениях образования), И. Лангмейер, И. Матейчек (влияние депривации на психическое развитие детей), М. Прихожан, Н.Н. Толстых (развитие личности в условиях психической депривации). Данной проблематике также соответствуют работы ученых, посвященные психосоциальному развитию детей (Г.М. Бевз, В.М. Ослон, А.Б. Холмогорова), личностным сдвигом (Г.А. Хомич) и путям оказания психологической помощи депривированной личности (В.В. Барабанова, Н.П. Иванова, А.А. Заводилкина, А.И. Казакова, А.Й. Капская, Н.Д. Соколова, Л.М. Шипицина).
Цель исследования: изучить особенности структуры личности детей с нарушенным психическим развитием.
Объект исследования: психика ребенка.
Предмет исследования: Особенности структуры личности детей с нарушенным психическим развитием.
Задачами данной работы являются:
— Исследовать новообразования и изменения в психике ребенка;
-Дать характеристику НПР;
-Раскрыть рабочие понятия по теме: условия и движущие силы психического развития, обучение, деятельность.
— Сделать выводы о степени разработанности проблемы, наиболее адекватных подходах к ее решению и перспективах ее изучения.
Структура работы: работа состоит из введения, основной главы, заключения и списка литературы.
Заключение:
В общем, теоретические результаты исследования дают основания для следующих выводов:
Таким образом, органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с нарушением психического развития имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.) В дальнейшем изложении речь пойдет преимущественно об этой форме нарушения психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с нарушениями психического развития.
Расширение сети дошкольных учреждений для этих детей имеет особо важное значение: чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с ними, тем успешнее преодолевается их отставание в развитии. Уместно вспомнить слова Монтессори, которая писала в своей книге «Дом ребенка», что упущенное в раннем возрасте может привести к пробелам, невосполнимым на протяжении всей дальнейшей жизни.
Если говорить о том, какие же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой категории, то надо сказать, что они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уровня развития дети с нарушениями психического развития оказываются часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности, что специально будет рассмотрено позднее на экспериментальных данных.
Существенным проявлением нарушений психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.
Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего мира и является одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо проявляется закономерность, общая для всех видов нарушенного развития, — снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретичес кие аспекты изучения особенностей структуры личности детей с нарушенным психическим развитием
1.1 Нарушение психического развития
Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др [10.c.77].
Выделяют шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).
Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста.