Курсовая теория на тему Особенности стилизации народно-сценического танца
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.
Народно-сценический танец, этапы развития. 5
1.1
Теоретические аспекты стилизации народно-сценического. 5
танца. 6
1.2 Понятие
«народный танец», этапы его развития. 9
2. Особенности
стилизации народно-сценического танца. 16
2.1 Понятия
«стиль», «стилизация». 16
2.2 Особенности
стилизации народного танца. 23
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
Народный танец является основой хореографического искусства. Он тесно
связан с историей народа. Это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным,
художественным, специфическим отображением, многовековой многообразной жизни
народа, воплотившее в себе творческую фантазию. Как велико значение танца, в
котором отражаются традиции, связанные с жизнью, мыслями и чувствами народа. Народный
танец отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем
исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким
ритмом.
Для сохранения культурного наследия, передачи традиций новому молодому
поколению необходимо делать акцент на изучение народной хореографии. Но
современная молодежь проявляет интерес к современным направлениям в искусстве.
Заинтересовать ее довольно сложно. Поэтому стремясь
возродить и донести национальную культуру до зрителей многие, балетмейстеры
создают новые произведения на основе народных традиций. Это позволяет многим
молодым исполнителям с энтузиазмом участвовать в стилизованных постановках. Они
развивают их способности, при этом такие постановки заинтересовывают
современного зрителя, удовлетворяют все его вкусы.
Среди множества
проблем, связанных с репертуаром и его формированием, можно определить главную
проблему – создание уникального и оригинального репертуара. Большинство
руководителей сегодня пользуются уже давно созданными сюжетами и хореографией.
Например, возможно лицезреть несколько одинаковых танца с одинаковым
музыкальным сопровождением. Такая хореография никогда не привлечет достойного
внимания у зрителей, учащихся. Она кажется им неинтересной и достаточно
устаревшей.
В условиях, когда стремительно развились различные технологии и
возможности очень легко потерять национальные особенности в искусстве. Это
относится не только к хореографии, но и к многих другим его видам.
В
древние времена люди любили танцевать и наблюдать за танцевальными
постановками. Они всегда занимали достойное место в культурной жизни,
отображали в себе национальные особенности культуры в историческом промежутке
времени. По танцу какого-либо исторического периода возможно охарактеризовать
быт, традиции того времени. Именно народный танец отображает исторические
периоды и является накопителем опыта и возможностей передачи этого опыта новым
поколениям.
Легко
позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить
целостность произведения, но это искажает идею народного танца, разрушает
«общую культурную эмоцию, общее жизненное настроение, связанное с обретением
само идентичности, истинных смыслов своего бытия».
Для
духовно-нравственного воспитания молодого поколения, сохранение народных
традиций и передачи их новому современному поколению, привлечение их интереса
необходимо создать условия для этого. Одним из способов является стилизация
народного танца.
Стилизацию
народно-сценического танца применяют для сохранения национальной культуры,
народного творчества, донесения материала до зрителя, понимания национальной
индивидуальности в музыке и танце.
Основой
стилизованного танца есть изучение фольклорно-этнографического материала,
владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности
создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера
народа, его образ жизни и особенности мышления.
Актуальность
работы, определяется тем, что на сегодняшний день, как никогда необходимо
оберегать культурную самобытность, усиливать лучшие устои народного
хореографического творчества, содействовать осуществлению творческого
потенциала, как профессиональных, так и начинающих хореографов-постановщиков.
Таким
образом, потребность современной творческой интерпретации фольклорного
материала, а не только изучение и сохранение традиций, поиск новых форм
соединения народного и современного искусства, введение инновационных методов в
обучение – делает проблему значимой и намечает перспективы последующей работы в
данном направлении.
Цель
исследования: рассмотреть возможные особенности стилизации народного танца с
современной трактовкой содержания.
Объект исследования: народно-сценический
танец.
Предмет
исследования: особенности использования стилизации народного танца при создании
хореографических композиций.
Задачи
исследования:
— изучить
научно-методическую литературу по теме исследования;
—
изучить понятие «народный танец» и условия его развития в
народно-художественном творчестве;
—
изучить понятие «стиль» и «стилизация народного танца» применительно к
современному хореографическому искусству;
—
изучить особенности стилизации народного танца.
Метод
исследования:
Теоретический
метод исследования. Изучение и анализ научной искусствоведческой и учебно-методической
литературы по теме исследования.
Курсовая
работа содержит 35 страницы и состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников в количестве 30 позиций.
Заключение:
Сегодня
стилизация считается необходимым и самым действенным средством, вызывающим у молодого
поколения интерес к народному танцу, который следует не только бережно
сохранять, но и обогащать, пропагандировать и развивать, перенося его на сцену.
Стремясь
познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей,
балетмейстеры создают произведения на основе
народных традиций с помощью выразительных различных средств и новых форм
народного танца. Только таким образом можно сохранить передать последующим
поколениям народные черты.
Теоретики и
практики прошлого доказали, что стилизация –
это принцип переосмысления хореографии.
Необходимо появление композиций, где народная
лексика аккуратно и грамотно обогащается современной пластикой.
В процессе создания современных хореографических постановок с
использованием стилизации народного танца, у балетмейстера, возможно, появятся
проблемы, связанные с установлением меры обработки фольклорного материала,
сохранения его самобытности при переносе на сцену.
Трансформации подвергаются все структурные элементы народного танца:
музыка, образность, сюжет, лексика. Всё это развивается, разрабатывается
хореографом, исходя из собственного видения и индивидуального творческого
стиля.
Ведь работа над созданием постановок с применением стилизации народного
танца требует не только творческого энтузиазма, но и углублённых знаний в
области русского танцевального фольклора, а также современных танцевальных направлений.
Для всех работающих в сфере культуры педагогов, балетмейстеров и
хореографов стоит теоретическая и практическая задача – сохранение богатств и
традиций танцевального искусства, органичное включение новых постановок в
современную хореографическую сферу
В результате проведённой работы цель достигнута: были рассмотрены и
проанализированы возможные пути стилизации народного танца.
Так же стоит отметить, что в последние годы возрастает число детских и
юношеских коллективов, которые занимаются сохранением и пропагандой народной
хореографии. Этому способствует стилизация номеров, которая оживляет и
возрождает национальную культуру народа.
В
настоящее время многие танцевальные коллективы ищут новые интерпретации
народного танца, используя внедрение в танец элементов разных стилей. Для
обогащения народного танца новыми средствами и формами хореографической
выразительности используют стилизацию.
Стилизация,
как новый творческий замысел, совершенствует танец, усложняет и наполняет новым
содержанием, – современным и злободневным.
Таким
образом, приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических
коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их
восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем
развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Фрагмент текста работы:
1. Народно-сценический
танец, этапы развития 1.1
Теоретические аспекты стилизации народно-сценического
танца В
настоящее время народному творчеству отведена существенная значимость в
осуществлении культурной государственной политики, в патриотическом и художественном
воспитании россиян, в укреплении межэтнического общества и единства.
Понятие
«народное творчество» содержит в себе всё многообразие народных традиций и обычаев,
национальных особенностей духовного уклада, обрядов, праздников, ритуала,
костюма, ремесел. Оно является главным компонентом в сохранении национального
своеобразия.
Одной
из наиболее важных форм сохранения и передачи накопленного опыта одного
поколения другому, считается способность народного танца к рождению и
формированию новых сценических форм.
На
сегодняшний день многие хореографические коллективы ищут новые интерпретации
народного танца, применяя введение в танец элементов разных стилей.
Сегодня
молодежь наравне с современными танцами продолжает любить и народный танец. В
последнее время на сценической площадке часто встречаются стилизованные
хореографические постановки, являющиеся своеобразным синтезом народного танца с
танцем современным. Но порой исполнение этих танцев говорит о неграмотной переработке
первоисточника (фольклорного танца).
Для
точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщикам необходимо
на достаточном уровне разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а
также, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Сегодня перед хореографами стоит задача создания
самых разнообразных сценических форм народного танца и в тоже время, обрабатывая
фольклорный