Курсовая теория Экономические науки Реклама и связи с общественностью

Курсовая теория на тему Особенности советского и постсоветского периода контроля над медиа в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СМИ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1991 ГГ. 5

1.1. Регулирование работы СМИ в
1917-1985 гг. 5

1.2. Особенности контроля над СМИ в
период  с 1985 по 1991 гг. 8

2.
ХАРАКТЕРИСТИКА  РЕГУЛИРОВАНИЯ  РАБОТЫ  МЕДИА  В
РОССИИ   11

2.1. Принципы «контроля» медиа в
России в новое время. 11

2.2. Перспективы регулирования
контроля над СМИ в России. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ.. 22

 

 

  

Введение:

 

Средства массовой
информации через создание политического дискурса формируют современное
общество. Нынешний медиапорядок в России сформировался не сразу он прошел
несколько этапов и связан с изменением политической и экономической системы в
стране.

Сегодня роль
медиаресурсов, СМИ значительно выросла. Способствуя формированию общественного
мнения, СМИ является важным инструментом социального управления, их роль
особенно зависит от условий деятельности — существующего политического режима.
Именно поэтому одной из важнейших задач является формирование и обеспечение
демократических основ деятельности СМИ.

Итак, в идеале СМИ должны
играть роль коммуникативного средства общества и быть связующим звеном между
гражданским обществом и государством. Тем не менее, развитие
 PR-технологий и средств массового
воздействия создает максимально благоприятные условия для реализации через СМИ
манипулятивных стратегий. Имея команду профессионалов  властные и материальные ресурсы, можно
убедить определенные социальные слои почти в чем угодно.

Актуальность заявленной
проблемы не вызывает сомнений, ведь конструктивное, а не искаженное понимание
общественной ситуации в СМИ, является залогом развития здорового общества.

Актуальность темы
исследования обусловлена ​​необходимостью выяснения роли СМИ в системе
социальной коммуникации и их влияния на трансформацию механизмов формирования
общественного мнения путем применения методов «контроля» над медиа.

Роли
средств массовой информации посвященные работы многих ученых: Н. Рудниченко, А.
Стадниченко, К. М. Згуровского. А. Пономарева, В. Резуна, К. Серажима, А.
Мамалыги, М. Феллера. Еще ранее проблему роли СМИ изучали такие ученые как Е. Вольф,
В. Гридин, В. Шаховской. Эта проблема длительное время изучалась и зарубежными
учеными, в частности Т. Дейком, П. Стросон, Д. Локком, С. Харрисом.

Тем не
менее, современная трансформация СМИ, способы «контроля» над медиа и расширение
влияния на общество через медиапространство требует дополнительного анализа
вопроса.

Цель работы –
изучение особенностей советского и постсоветского периода контроля над медиа в
России.

Для
достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

рассмотреть особенности работы средств массовой информации в
период с 1917 по 1991 гг.;

проанализировать регулирование
работы средствами
массовой
информации в 1917-1985 гг.;

изучить особенности контроля над
средствами
массовой
информации в период 1985-1991 гг.;

дать характеристику регулирования
работы медиа в Российской Федерации;

проанализировать принципы «контроля»
медиа в России в новое время;

рассмотреть перспективы регулирования
контроля над СМИ в России.

Объектом исследования являются медиа России.

Предмет исследования
– анализ особенностей функционирования медиа в России и механизмов «контроля»
над ними.

Для написания работы была использована
научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос,
периодические издания и специализированные печатные издания и монографии.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
работе были проанализированы особенности советского и постсоветского периода
контроля над медиа в России.

В
первой главе работы рассмотрены особенности работы средств массовой информации
в период с 1917 по 1991 гг. Так,
в
советские времена СМИ начинает формироваться на новых принципах: были закрыты
все контрреволюционные газеты; их типографии были реквизированы и переданы
большевистским изданием. Несмотря на утверждения о том, что технический
прогресс должен служить общественным потребностям, советская власть с самого
начала поставила СМИ на службу режиму.

Вскоре после прихода к
власти Михаила Горбачева в 1985 году начала реализовываться политика
«гласности», которая была решающим образом связана с тем, что в советских СМИ
стало известно как гласность или «открытость». Новая открытость имела огромное
значение. Реформы СМИ в эпоху Горбачева остаются весьма актуальными для
понимания настоящего — потому что они помогли подготовить почву для всех изменений,
которые последовали в 1991 году.

Во
второй главе дана характеристика
регулирования работы медиа в РФ в новое время. Распад СССР в 1991 году стал началом нового периода в
истории российских СМИ, у которых появился ряд новых практик, включая отмену
цензуры, концепцию свободы прессы.
К концу 1990-х годов Россия
была готова к возвращению более традиционной политической модели.С 2000 годов
государство полагается на национальные телеканалы как на бесценный политический
ресурс. 
Сегодня в РФ установлен
контроль над информационной сферой и  он
используется властными структурами, как средство самосохранения.
Несмотря
на развитие интернет-медиа, власть имеет огромное влияние на новости и
способность манипулировать общественным мнением. Перспектив качественного
изменения или ослабления этого контроля на данный момент не предвидится.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ СМИ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1991 ГГ.

 

1.1. Регулирование работы СМИ в 1917-1985 гг.

 

В советские времена СМИ
начинает формироваться на совершенно новых принципах, в частности:

         
были закрыты все контрреволюционные
газеты;

         
их типографии были реквизированы и
переданы большевистским изданием.

Одним из первых декретов
Совета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 Декрет
устанавливал порядок закрытия тех органов печати, которые призывают к открытому
сопротивлению или неповиновению Рабочему и крестьянское правительство, сеют смуту,
призывают к деяниям явно преступного характера.

Позднее 21 ноября 1917
года был подписан второй важный документ в области средств массовой информации
— «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Это означало,
что все издания негосударственного типа лишались доходов и, соответственно,
возможности существования.

А уже 10 февраля 1918 был
утвержден «Декрет при революционном трибунале печати», согласно которому
«преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати»,
поступали в ведение Революционного трибунала печати.

3 апреля 1918 было
принято «Постановление Президиума ВЦИК об обязанности газет печатать все декреты
и распоряжение ВЦИК и СНК, а также распоряжения и приказы местных советов»[1].

После принятия
Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе печати рассматривалась
исключительно с классовых позиций. СМИ должны были выполнять роль коллективного
агитатора и организатора. В этих условиях законодательное оформление отношений
прессы с государством и обществом не было в интересах правящей партии.

Правда, Декрет СНК РСФСР
о печати от 27 октября (9 ноября) 1917 г., который носил характер откровенного политической
репрессии (на основании этого акта до конца года были закрыты 92 газеты),
содержал обещание: «Когда новый порядок укрепится, всякие административные
воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена ​​полная
свобода в пределах ответственности перед судом по самому широкому и прогрессивному
в этом отношении закону».

Однако обещанный декретом
нормативный акт смог появиться только в 1990 году. Предыдущие попытки создания
советского закона о печати были безрезультатны. Все они нацеливались
исключительно на законодательное оформление роли прессы как средства массовой
информации и пропаганды (СМИП), а, следовательно, были обречены.

Отметим, что с 1917 года
до середины 30-х годов
XX
века
низкий уровень грамотности и относительное неразвитость коммуникационных
технологий в СССР определяли коллективный характер практики работы со СМИ:
газеты инструкторами массово читали и объясняли крестьянам; радиопрограммы
транслировались через громкоговорители, установленные в общественных местах[2].

Погоня за техническим
прогрессом и конкуренция с Западом стимулировали расширение
медиа-инфраструктуры. Кроме того, с 1960-х годов, с распределением
транзисторных радиоприемников и телевизоров, отдельные потребители могли
осуществлять выбор. Расширение и диверсификация культурной сферы привели к
сегментации аудитории и подчеркнули существующее неравенство.

Несмотря на утверждения о
том, что технический прогресс должен служить общественным потребностям,
советская власть с самого начала поставила СМИ на службу режиму. Поскольку
централизация была необходима для консолидации советской власти в гражданской
войне, их первой задачей было соединить столицу с провинциальными центрами.

При Сталине построение
разветвленной сети, в которой сами регионы были бы связаны коммуникационными
технологиями, было просто не приоритетом не только по политическим причинам, но
и с учетом технологических ограничений сегодняшнего дня.

И все же централизованные
пирамидальные системы связи, подобные тем, которые были разработаны в СССР,
препятствуют циркуляции информации: коммуникации легко передаются сверху вниз.

Рост электронных средств
массовой информации в Советском Союзе спровоцировал фрагментацию и
диверсификацию сферы коммуникаций. Какова была роль средств массовой информации
в создании новых этнических, национальных и наднациональных идентичностей?

Вопрос централизации и
регионализации или национализации (в смысле социалистического государственного
строительства) в сфере СМИ и напряженности между ними имеет решающее значение в
этом отношении.

Жесткий характер советской цезуры обусловил
завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе
идеологического надзора. Как прямое следствие цензурных ограничений может
рассматриваться появление «самиздата» и «тамиздата»[3].

Перестройка внесла существенные коррективы в
деятельность Главлита, в СМИ произошли значительные изменения. А в Закон СССР
от 12 июня 1990 года "О печати и других средствах массовой
информации" упразднил государственную цензуру.

 



[1] Печковский П.В. Цензура в печати.
История ограничения доступа к информации в советской России // Вестник БГУ.
2015. №1. – С.1-7

[2] Печковский П.В Цензура в печати,
как элемент государственной политики в области информационной безопасности
советской России // Вестник БГУ. 2015. №3. – С.1-7

[3] История цензуры в СССР. Справка.
Риа новости. –
URL: https://ria.ru/20110801/410339021.html (дата
обращения:19.04.2020)

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы