Курсовая теория на тему Особенности соревновательного метода в физическом воспитании школьников с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию с детьми школьного возраста, имеющими нарушения зрения 5
1.1 Наиболее распространенные заболевания зрения у детей школьного возраста 5
1.2 Влияние нарушений зрения на физическое развитие детей школьного возраста 8
2. Влияние средств физической реабилитации на физическое развитие детей с нарушением зрения 12
2.1 Специфика организации занятий по АФВ со школьниками, имеющими нарушения зрения 12
2.2 Коррекционное влияние АФВ на уровень физического развития детей с нарушениями зрения 14
3. Методы адаптивного физического воспитания, применяемые в работе с детьми с нарушениями зрения 16
3.1 Общая характеристика методов АФВ используемых в работе со школьниками, имеющими нарушения зрения 16
3.2 Особенности соревновательного метода в физическом воспитании школьников с нарушением зрения 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Актуальность темы. Современное общество с каждым годом начинает уделять все больше внимания проблематике детей, имеющих особые потребности, не исключая нозологическую группу, имеющую патологии зрения.
Так, данные исследований свидетельствуют, что инвалидность с детства по зрению составляет около 5%-7% от всего количества населения и имеет тенденцию к росту [4, 17].
Как показывает анализ научно-методической литературы, у школьников прослеживается тесная взаимосвязь между физическим состоянием, физической подготовленностью и развитием психофизических качеств.
Именно это дает основания утверждать, что продуманный, специально организованный процесс физического воспитания не только способствует нивелированию последствий отставания в физическом развитии детей этой нозологии, но также обеспечивает активизацию познавательных процессов детей, положительно влияет на их развитие, в целом.
Итак, социальная интеграция школьников с пониженной остротой зрения является комплексной проблемой повышения уровня их соматического здоровья, работоспособности, двигательной активности и развития психофизических способностей [10, 21].
В связи с этим сегодня активно исследуют способы полноценной интеграции в общество детей с нарушением зрения с помощью занятий адаптивной физической культурой, потому что всестороннее и полноценное развитие детей, имеющих нарушения зрения, невозможно без физического воспитания, которое обеспечивает не лишь необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений в различных сферах деятельности слепых и слабовидящих детей [5, 16].
Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия для детей этой нозологической группы для повышения уровня соматического здоровья, двигательной активности, работоспособности и развития психофизических способностей является одним из главных направлений адаптивного физического воспитания [17, 20].
Объект исследования. Средства и методы АФК, применяемые в физическом воспитании школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования. Особенности применения соревновательного метода в физическом воспитании школьников с нарушением зрения.
Цель исследования: Провести комплексный теоретический анализ литературно-исследовательских данных относительно особенностей использования соревновательного метода в физическом воспитании школьников с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию с детьми школьного возраста, имеющими нарушения зрения;
2. Проанализировать влияние средств физической реабилитации на физическое развитие детей с нарушением зрения;
3. Дать характеристику методам адаптивного физического воспитания, применяемые в работе с детьми с нарушениями зрения;
4. Выявить и проанализировать особенности соревновательного метода в физическом воспитании школьников с нарушением зрения .
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научно-методической литературы и документальных источников.
Заключение:
Анализируя литературные источники необходимо сделать вывод, что с состоянием зрения ребенка тесно связаны изменения в состоянии здоровья и физического развития, коррекцию которых можно улучшить не только лекарственными препаратами или хирургическим вмешательством, но и с помощью комплексной физической реабилитации, одним из основных средств которой выступает лечебная физическая культура.
Квалифицированная и своевременная помощь школьнику с депривацией зрения позволяет избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и откроет больше возможностей для его полноценного гармоничного развития и самосовершенствования.
Ввиду анатомо-физиологических нарушений, а также отставания в физическом развитии, вызванных патологиями зрительного аппарата, к процессу адаптивного физического воспитания школьников требуется подходить с особым вниманием.
Для максимальной эффективности и безопасности использования соревновательного метода, и процессе физического воспитания детей с нарушениями зрения, его структура должна соответствовать ключевым критериям:
1. Основываться исключительно на тех видах спорта и игр, которые не способны причинить вред оргазму детей данной нозологической группы, а наоборот, оказывать терапевтический эффект со стороны функциональности зрительного аппарата.
2. Физические нагрузки должны быть строго дозированы и не превышать норму общепринятую для школьного возраста, совмещенного с патологиями зрения.
3. Соревновательный метод не должен причинять детям морально-психологическую травму, а наоборот, способствовать формированию коллективизма и дружеских отношений между детьми.
Характеризируя особенности соревновательного метода в процессе АФВ детей с нарушениями зрения, можно прийти к выводам, что:
1. Соревновательная деятельность, как форма и метод обучения школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой и соревновательный метод всегда привлекает и радует ребенка.
2. Соревновательный метод используются в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования физических качеств, так как в игровом и соревновательном методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости.
3. Соревновательный метод необязательно должен быть связаны с общепринятыми спортивными играми, например, футболом, волейболом или подвижными играми. Они могут быть применены на базе любых физических упражнений.
4. Соревновательный методы в силу всех присущих им особенностей используются в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Будь то игра или соревнование, необходимо помнить о том, что в процессе этой деятельности должны обязательно решаться как минимум три группы задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные, поэтому все игры и соревнования, проводимые на уроках физической культуры должны соответствовать поставленным целям и задачам, и ни в коем случае не противоречить им.
Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой и научным обоснованием комплексной программы физической реабилитации с целью коррекции физического развития и зрительного анализатора у детей с недостатками зрения.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию с детьми школьного возраста, имеющими нарушения зрения
1.1 Наиболее распространенные заболевания зрения у детей школьного возраста
Слепота и слабость зрения является важной медико-социальной проблемой, поскольку в последние десятилетия наблюдается прогрессирование офтальмологической патологии. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 285000000 человек во всем мире страдают от нарушений зрения. Следует заметить, что такая тенденция увеличения количества людей со зрительными нарушениями присуща не только взрослому населению, но и детям.
По данным Всемирной организации здравоохранения, почти 20% детей школьного возраста, и один из четырех учеников имеют проблемы со зрением, которые могут привести к значительной и / или безвозвратной потере зрения. Что касается РФ, то детская слепота занимает 4 место (7,7%) в структуре общей детской инвалидности. Ежегодно около 900 детей становятся инвалидами вследствие недостатков зрения. В то же время многочисленные исследования показали, что зрение детей является главной основой формирования не только физического развития ребенка, но и ее независимости в целом.
Многие ученые по результатам собственных исследований сделали вывод, что острота зрения закладывается в организме ребенка еще в период внутриутробного развития. Однако следует заметить, что огромное значение в формировании зрения играют такие факторы, как течение родов, первый год жизни, питание и использование ребенком разнообразных гаджетов. Однако не наибольшее влияние в формировании зрительной функции ребенка имеет генетическая предрасположенность. Нарушение зрения ребенка зависит от вида и тяжести пороков, возраста ребенка, в котором они появились, а также значительное влияние на развитие заболевания имеет общий уровень функционального развития ребенка.