Курсовая теория на тему Особенности социализации в подростковый период.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 2
Глава
1. Сущность процесса социализации. 4
1.1
Процесс социализации. 4
1.2
Сущность социализации личности. 8
1.3 Психологические особенности детей подросткового
возраста. 13
Глава
2. Аспекты социализации подростков. 16
2.1 Причины проблем социальной адаптации подростков. 16
2.2 Социальная адаптация подростков средствами
тренингового обучения. 18
2.3 Гендерные особенности социальной адаптации
подростков. 23
Заключение. 27
Список используемой литературы.. 28
Введение:
Социализация личности происходит на протяжении
всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом,
а также в юношеском возрасте. Некоторые авторы, акцентируя внимание на
возрастных особенностях процесса социализации, подчеркивают, что в процессе
присутствуют достаточно значительные различия, выражающиеся в специфике
протекания данного процесса в различные возрастные периоды человека.
Социализация личности – это процесс вхождения
каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят
изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это
обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного
процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой
группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все
это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Социализация может быть представлена как процесс
освоения социального опыта, способов его получения и интеграции — сначала через
взаимодействие с родителями, затем с другими близкими и обществом, различными
общественными институтами, при постоянном расширении и увеличении разнообразия
этих социальных связей. Социализация может быть представлена и как результат:
формирование у человека определенных структур самосознания, становление
социальной идентичности, включение в различные социальные общности, наличие личной
зрелости, знаний культурных норм и способов удовлетворения своих потребностей в
обществе.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека
является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка
ранее сложившихся психологических структур, возникают преобразования,
закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая
направленность в формировании нравственных представлений и социальных
установок, происходит полоролевое самоопределение. Одной из задач этого
возраста выступает приспособление к условиям взрослого мира, его принятие и
понимание себя. Современный мир характеризуется хронической нестабильностью как
в экономическом отношении, так и в системе ценностей. Активные общественные
трансформации, происходящие в настоящее время, активно отражаются на
адаптационных процессах подрастающего поколения, а также на гармоничности в
формировании гендерной идентичности его представителей. От умения оценить
правильно свои возможности, принять решение, найти выход в сложной ситуации
зависит психологическое здоровье взрослеющего подростка, что очень важно для
дальнейшего становления его личности.
Основные психологические потребности подростка —
стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и
независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны
других людей.
Итак, направление нашего исследования является
актуальным и своевременным, имеет много перспективных аспектов для дальнейших
научных изысканий.
Целью данного
исследования является изучение особенностей социализации в подростковый период.
Исходя из цели
исследования, необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть процесс
социализации;
· Проанализировать сущность
социализации личности;
· Рассмотреть
психологические особенности детей подросткового возраста;
· Изучить причины проблем
социальной адаптации подростков;
· Проанализировать
социальную адаптацию подростков средствами тренингового обучения;
· Рассмотреть гендерные
особенности социальной адаптации подростков.
Заключение:
Итак, социализация, по сути, является
отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная
с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую
роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа.
Адаптация личности подростка в обществе
постоянных изменений затруднена, человек не успевает за стремительным ходом
событий. Расширяется сфера дезадаптации. Подростковый период считается очень
важным периодом в социальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не
взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми
ролями, что и составляет задачи, которые предъявляется человеку в этом
возрастном периоде. В возрасте 12 — 14 лет особенно остро проявляются,
акцентируются некоторые свойства характера. Тревога в подростковом возрасте
может стать личностной особенностью. Состояние тревожности это следствие
подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность
подростка, влияет на все стороны его жизни.
Таким образом, современный подросток часто
недостаточно задействован в различных видах деятельности, направленной на
духовное и социальное развитие, нередко «освобождает» себя от усвоения школьной
программы, и переходит от усвоения общественно выработанных действий с
предметами (человек — вещь) к усвоению норм отношений между людьми (человек —
человек). По нашему мнению, ведущим видом деятельности младшего подростка
является общение и взаимодействие на основе конструирования социальных
отношений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ
ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ 1.1 Процесс социализации Социализация (от лат.
socialis — общественный) — это процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и
деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм
и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного
члена общества. Проблеме социализации педагогами нашего ДОУ в настоящее время
уделяется большое внимание. Причиной этому являются социально – экономические и
социально – политические условия жизни. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную задачу
работы педагогического коллектива — психологопедагогическую поддержку
позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребенка.
Понятие «социальное»
имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как
общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.
Понимание социального как
общечеловеческого предполагает наличие некой общей сущности, которая объединяет
людей. Остается, правда, нерешенным вопрос: социальное как всеобщее дано
человеку изначально или оно приобретается в процессе взаимодействия с обществом.
Иными словами, новорожденный ребенок обладает уже данной всеобщей
характеристикой или он должен ее приобрести. В истории психологии известны
разные точки зрения на этот вопрос. Л.С. Выготский утверждал, что ребенок,
родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных
связей. По его мнению, «… очень наивно понимать социальное только как
коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только
один человек и его личные переживания».