Курсовая теория на тему Особенности смысложизненных ориентаций у студентов разного пола
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.. 5
2. ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ.. 12
3. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У
СТУДЕНТОВ.. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
В современной психологии
личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой
регуляции жизнедеятельности, что реализуется через отдельные смысловые системы,
структуры и процессы логики жизненной необходимости во всех видах человека как
субъекта жизнедеятельности. Смысловая сфера личности – это особым образом
организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между
ними, что обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта
во всех ее аспектах. Интегративные психические процессы или процессы регуляции
[7, с.67] принято рассматривать как направленные на построение, организацию и
регуляцию деятельности и поведения, в которых достигается целостность работы
всех основных психических механизмов [6].
Изучение регулятивных
механизмов смысложизненных ориентаций, их динамики, учитывая формирование,
структурирование и трансформации, является важной составляющей развития
личности, чем и обусловлено наш интерес к данной проблеме. Индивидуальная
совокупность смысложизненных ориентаций личности, которая структурирует
сознание и интегрирует поведенческую, когнитивную, эмоциональную составляющие
смысложизненных конструктов, обеспечивает относительно устойчивую
направленность жизненного пути. Ориентиры человека в процессе жизни, и являются
вектором, задающим направление к поиску смысла жизни и к становлению личности.
Итак, цель данной
курсовой работы заключается в определении смысложизненных ориентаций как
механизмов субъективной регулятивной системы в смысловой сфере человека, исходя
из того, что смысловые структуры человека в ситуативной и устойчивой фазах
бытия выполняют роль смысловой регуляции его жизнедеятельности и являются, по
сути, средством связи человека с миром, обеспечивая его смысложизненные
ориентации.
Объект курсовой работы –
смысложизненные ориентации студентов.
Предмет курсовой работы –
особенности смысложизненных ориентаций у студентов разного пола.
Цель курсовой работы состоит
в описании особенностей смысложизненных ориентаций у студентов разного пола.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
смысла жизни и смысложизненных ориентаций.
2. Дать возрастную
характеристику студентов.
3. Описать особенности
смысложизненных ориентаций у студентов разного пола.
Методами, способствующими
решению поставленных задач, были определены следующие:
– анализ литературы по
теме исследования;
– синтез и обобщение.
Практическая значимость курсовой
работы состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в
дальнейших разработках данного вопроса.
Структура курсовой работы
обусловлена
поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех параграфов,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На основе таких
рассуждений приходим к выводу о том, что в смысложизненных ориентациях
раскрывается сущность человека, а значит, смысл его жизни как процесс духовного
и предметного освоения человеком мира и самого себя может раскрываться только
через осмысление своего места в мире, то есть через смысложизненную ориентацию.
Понятие «ориентация» рассматривается как процесс и результат; каждый человек в
течение всей жизнедеятельности осуществляет выбор: ценностный, этический,
нравственный, культурный, духовный и т.п., таким образом, происходит динамика
его смысловых ориентиров. Человек в онтогенезе и филогенезе выстраивает новые
смысловые жизнеориентиры. Смысловое поле трансформируется в течение всей
жизнедеятельности как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Активность жизненной позиции связана не столько со смысловой регуляцией
жизнедеятельности, но и с развитием экзистенциальных механизмов свободы и
ответственности, принадлежащих к более высокому регуляторному уровню,
осознанность в гораздо большей степени характеризует индивидуальные особенности
именно смыслового уровня регуляции.
Основными
характеристиками студенческого возрастного периода являются нестабильность
социального и экономического положения, материальная зависимость от семьи или
системы социального обеспечения, активное формирование жизненных ценностей. На молодой
возраст выпадают главные социальные события в жизни человека: завершение общего
образования; выбор профессии и получение профессиональной подготовки; начало
трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей.
Оособенности
смысложизненных ориентаций студентов разного пола определяется не только их
гендерными особенностями, но и личным жизненным опытом, чертами характера и пр.
Фрагмент текста работы:
СУЩНОСТЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Сознательная регуляция
жизнедеятельности дает возможность получать знания о том, чем является среда, в
которой осуществляется такая регуляция, а также о возможном результате осуществляемых
действий. А такая регуляция и антиципация могут быть поняты только как функции
смысла [Агафонов 2003, с.145].
Смысловые образования
осуществляют контроля за жизнедеятельностью и образуют регуляторную систему,
возглавляемую интегральной смысловой регуляцией, поскольку «выделение отдельных
действий в целостную, а, следовательно, и эффективную деятельность …
обеспечивается … смыслом» [Зинченко 1983, с. 9]. Регуляция деятельности
основывается на сложных механизмах, которые позволяют не автоматически решать
задачи соотнесения потребностей, и других смыслообразующих источников, но и
определять их относительную значимость в каждый момент времени с учетом
временной перспективы [Серый 2004, с.272].
Таким образом,
интегральная смысловая регуляция – высший регуляторный критерий в смысловой
иерархии, основание устойчивости и целостности личности во всех ее жизненных
проявлениях, тогда как «именно благодаря наличию смысловых образований
оказывается возможной саморегуляция при постановке целей, при осознании своих
поступков» [Зейгарник 1986, с. 108], а «смысловая регуляция может
рассматриваться как система психологических механизмов, обеспечивающих
целостность процесса деятельности в интенциональной сфере ее субъекта» [Серый
2004, с. 148].
Ссылаясь на существующие
исследования, можно отметить общие личностные качества, производные от
интегральных регулятивных процессов: целеполагание, планирование,
прогнозирование, антиципацие, принятие решений, самоконтроль,
самопрограммирование, коррекцие и т.п. Недостаточное развитие этих процессов
сказывается другими, негативными, также производными от интегральных процессов
свойствами личности: недальновидностью, несобранностью, нерешительностью,
отсутствием самодисциплины, а также неспособностью адекватно ориентироваться в
пространстве жизненных смыслов [Леонтьев 1999].
Наряду с общими
свойствами А.В. Карпов характеризует и специфические особенности, присущие
отдельным регулятивным интегральным процессам, так, процесс образования цели
представляет собой формирование цели деятельности и ее разделение на подцели
отдельных действий. Цель является идеальной формой будущего результата и
рассматривается в качестве системообразующего фактора деятельности. На основе
соотнесения цели деятельности и мотивационной сферы формируется важное
психологическое образование – личностный смысл деятельности [Карпов 2019].