Курсовая теория на тему Особенности смысложизненных ориентаций у людей в разные возрастные периоды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.. 4
2. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ. 11
3. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОСТИ.. 23
4. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. Важным компонентом, определяющим качество
жизни человека, особенно тогда, когда в нем происходят существенные изменения,
сопровождающие разные возрастные периоды, является его смысл. Он предопределяет
и направляет существование человека, его судьбу. Проблемами поиска смысла жизни
занимались такие философы и ученые, как К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер,
И.Д. Бех, А.В. Краснова, Д.О. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко,
В.А. Роменец, С.Л. Рубинштейн, М.Л. Смульсон, В. Франкл, В.Е. Чудновский,
К. Юнг и другие. Однако недостаточно внимания уделялось именно психологическим
особенностям поиска смысла жизни в разные возрастные периоды. Поэтому наше
исследование направленно на анализ научной литературы по этой проблематике.
Объект курсовой работы –
смысложизненные ориентации.
Предмет курсовой работы –
особенности смысложизненных ориентаций у людей в разные возрастные периоды.
Цель курсовой работы состоит
в описании особенностей смысложизненных ориентаций у людей в разные возрастные
периоды.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
смысла жизни и смысложизненных ориентаций.
2. Описать особенности
смысложизненных ориентаций в разные возрастные периоды.
Методы: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение.
Структура курсовой работы
обусловлена
поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех параграфов,
заключения и списка литературы.
Заключение:
Смысл жизни человека
ученые рассматривают как цель (цели) жизни, осознанный и обобщенный принцип
жизни, жизненную задачу, потребность личности, поступок, направленность жизни.
Потеря смысла жизни приводит к определенным психическим проблемам, болезням.
Конкретизируют содержание данного феномена в смысложизненных ориентациях. Смысл
жизни рассматривают как важную детерминанту личностного развития на любом
возрастном этапе.
Авторы подчеркивают, что
сензитивным периодом становления данного феномена является подростковый и юношеский
возраст. В подростковом возрасте происходи формирование «Я-концепции» личности
и определение основных жизненных ценностей. В современных исследованиях
смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте основной акцент ставится на
выявление взаимосвязей данного феномена с другими свойствами
личностно-профессионального роста молодых людей (ценностными ориентациями,
самоактуализацией, профессиональной мотивацией и т.п.). Все авторы подчеркивают
высокую социальную значимость изучения смысложизненных ориентаций именно в
юношеском возрасте как важного фактора дальнейшего генезиса личностного и
психического роста индивидуума.
Психологическим
особенностям поиска смысла жизни в позднем возрасте также уделено немало внимания.
В этом возрасте отмечается необходимость анализа, оценки своей жизни в целом,
сохранения смысла жизни в текущий момент. Отдельной проблемой, по-разному
решается учеными проблема факторов, влияющих на формирование смысла жизни
личности в том числе с учетом особенностей ее возрастного этапа. Важным фактором
динамики смысла жизни личности в пожилом возрасте является межличностное
общение. Поэтому перспективным направлением исследования является установление
связи между этими компонентами.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Смысл жизни является
достаточно сложной морально-мировоззренческой категорией, которая неоднозначно
анализируется различными учеными.
В. Франкл смысл жизни
рассматривает как жизненную задачу, которая является специфической для
конкретного человека в отдельный момент (при любых условиях). Она появляется в
определенный момент перед человеком и требует решения. Это, по его мнению,
врожденная мотивационная тенденция, свойственная всем людям, которая является
основным двигателем поведения и развития личности. Человек должен верить в
смысл, который имеют его поступки для того, чтобы жить и активно действовать.
Отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний. В. Франкл
анализирует феномен безусловного смысла жизни, которым является безусловная
ценность каждого человека, остается с ней при любых условиях и базируется на
ценностях, созданных им в прошлом и не зависит от ее полезности в настоящем
обществе. Так, к примеру, лицо пожилого возраста, не работает, что есть
безусловной ценностью по крайней мере благодаря его прошлому вкладу в
функционирование общества. В общем стремление к поиску смысла В. Франкл
противопоставляет стремлению к удовлетворению З. Фрейда и стремлению к власти
А. Адлера[1].
Ставить вопрос о смысле
жизни человека нельзя, потому что он не может быть решен, считал З. Фрейд.
Целесообразнее говорить о смысле и цели жизни людей. Он считал, что целью
каждого человека есть счастье, а стремление к нему имеет две стороны:
стремление к удовольствию и желание избежать недовольства. Смысл человеческой
жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания
ответ на этот вопрос невозможен[2].
Понимание индивидуального
смысла жизни, по мнению А. Адлера является основой для понимания всей личности.
Смысл жизни он связывает с пониманием и чувством цели жизни. Это делает для
человека возможным осознание скрытого смысла, который лежит в основе различных,
отдельных действий, потому что он видит их частями единого целого. И, наоборот,
человек лучше узнает смысл целого, когда исследует части, понимая то, что они
принадлежат к целому. Смысл жизни А. Адлер видел в решении трех фундаментальных
проблем, связанных с различными аспектами человеческого существования:
– проблемы
профессионального самоопределения;
– проблемы дружбы;
– проблемы любви и брака.
Правильное решение этих
противоречивых жизненных проблем помогает человеку найти смысл своей жизни.
Каждый человек находит собственное решение этих проблем, а, следовательно и
свой уникальный смысл жизни. А. Адлер выделяет и психологический критерий
«истинности» смысла жизни – разделяется ли и принимается этот смысл для себя
другими людьми. То есть, в этом важно окружение[3].
Поиск смысла жизни
является, с точки зрения К. Юнга естественной, специфически человеческой
потребностью и задачей, которая стоит перед каждым человеком. Стремление к нему
является условием душевного здоровья. Этот смысл человек получает в процессе
индивидуализации. Он связан с коллективным бессознательным и божественным
началом (архетипами и символами), а потому не только индивидуальным, но и надиндивидуальным.
Потеря смысла является психологической проблемой, которая обусловлена
ориентацией человеком на навязанные извне социальные роли или на придуманный,
навеянный себе смысл[4]. [1] Адлер А. Наука жить / А. Адлер. –
К.: PortRoyal, 1997. – 288 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В.
Франкл; пер. с англ, и нем.; под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.:
Прогресс, 1990. – 368 с. [2] Коваленко С.В. Теоретический
анализ подходов к понятию смысла жизни в психологической литературе / С.В.
Коваленко // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного
университета. – 2010. – № 1. – С. 39-43. [3] Адлер А. Наука жить / А. Адлер. –
К.: PortRoyal, 1997. – 288 с. [4] Коваленко С.В. Теоретический
анализ подходов к понятию смысла жизни в психологической литературе / С.В.
Коваленко // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного
университета. – 2010. – № 1. – С. 39-43; Смысл как системообразующий компонент
структуры идентичности [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.personalita.ru/199.html.
Содержание:
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ |
6 |
Проблема смысложизненных ориентаций в отечественной и |
6 |
Основные подходы к |
8 |
|
13 |
Структура |
13 |
Особенности смысло-жизненных ориентаций в студентческом |
17 |
Особенности смысло-жизненных ориентаций людей среднего |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
27 |
СПИСОК |
28 |
Введение:
На современном этапе становления
Российского государства экономический кризис приводит кризис социальный, которая
проявляется на уровне конкретного индивида. Проблема социально-политической
нестабильности, отсутствия единой государственной идеологии и системы ценностей
приводит к трансформациям личностного развития молодежи, и в первую очередь —
представлений юношей о себе, социальные условия жизни, свое место в социуме и
смысл собственного существования.
Разрушение советской идеологии,
стремительные социально-экономические изменения в России обусловили
значительное снижение социальной обусловленности смысловых структур сознания
индивидуума и расширения возможностей молодежи определять индивидуальные,
свободные от влияния социальных стереотипов жизненные планы, стратегию и
тактику собственной жизни. Однако в работах исследователей [1]; [4]; [10];
[13]; [23] подчеркивается мысль о том, что в юношеском возрасте личностный рост
индивидуума еще не завершено. А это, в свою очередь, затрудняет формирование
смысложизненных ориентаций.
Проблема смысла жизни относится к
числу междисциплинарных. Смысл жизни является одной из традиционных проблем
философии и теологии, художественной литературы, где он анализируется
преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой
смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической
литературе также подчеркивается огромная значимость для человека
психологического феномена смысла жизни. Но сам вопрос «в чем состоит смысл
жизни?», не входит в компетенцию психологии. Как указывал Д. А. Леонтьев, в
сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние
оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также
проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни [4, с.
487]. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того,
как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в
индивидуальном развитии и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие
влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Ю. Б. Гиппенрейтер
рассматривала смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию,
координацию мотивационной сферы личности» [5].
При таких условиях высокой
актуальности и социальной значимости приобретает проблема исследования
смысложизненных ориентаций личности как важной предпосылки личностно-духовного
роста молодежи России, формирование у юношей ответственности за процесс и
результаты собственной жизни, осознание ими своей роли в процессе развития
Российского государства. Поэтому целью данной статьи является исследование
состояния разработки проблемы смысложизненных ориентаций (содержания факторов,
структуры данного феномена, взаимосвязи с другими феноменами личностного
развития, особенностей формирования в юношеском возрасте) в работах современных
исследователей.
Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на
любом этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в периоды
«двойного кризиса» – возрастного и социального. Современное состояние общества
характеризуется ломкой его устоев. Не случайно отечественные психологи обращают
пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на
судьбу человека в сложившихся условиях. Таким образом, характеризуя смысл
жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и
становление его личности.
Цель
исследования – рассмотреть смысложизненные ориентации
у людей в разные возрастные периоды.
Задачи
исследования:
1. Осуществить аналитический обзор
литературных источников по тематике исследования.
2. Определить особенности становления
смысложизненных ориентаций у людей в разные возрастные периоды.
Объект
исследования – разные возрастные периоды жизни.
Предмет
исследования – смысложизненные ориентации.
Для решения поставленных задач в
работе использовались следующие методы
исследования: анализ научно-методической литературы, контент-анализ,
синтез.
Структура работы. Работа состоит из
введения, двух глав, 28 источников.
Заключение:
Проведенный анализ литературных источников позволяет
констатировать, что проблема смысла жизни в психологической науке не нова.
Объективная сложность и высокая значимость данного феномена обусловливают тот
факт, что в исследованиях современных украинских и зарубежных психологов
преимущественно изучается не обобщенный смысл жизни, а разные смысложизненные
конструкты (смысложизненные концепции, стратегии, жизненные планы и др.).
Однако наибольшее внимание исследователей уделяется
изучению динамического интегрального феномена смысловой сферы психики
индивидуума — смысложизненных ориентаций. В работах ученых анализируются
различные аспекты данного феномена — факторы, структуры, уровне и иерархические
модели, взаимосвязи смысложизненных ориентаций с другими важными феноменами
личностного развития (мотивы, цели, ценности, личностно-профессиональный рост и
др.), особенности смысложизненных ориентаций в сензитивного периоде, юношеском
возрасте и др.
В то же время
осуществлен анализ литературных источников показал, что в работах авторов
анализируются преимущественно 1-2 аспекты данного феномена. Это вызывает
необходимость проведения дальнейших комплексных исследований генезиса
смысложизненных ориентаций в диалектическом единстве с другими феноменами
личностного развития, выявление роли и места смысложизненных ориентаций в
процессе становления человеческой индивидуальности, духовности, развертывания
психического развития индивидуума в целом.
Фрагмент текста работы:
В работах отечественных и
зарубежных психологов проблема смысложизненных ориентаций часто исследуется в
контексте более широкого феномена — смысла жизни. Проблема смысла жизнь в
психологической науке не нова. Адлер подчеркивает значимость поиска индивидом
смысла жизни как важного фактора личностного развития [2]. Франкл также
исследует смысл как ведущую детерминанту личностного развития и всего
жизненного пути личности [24]. Как отмечают В.Франкл и К.В.Карпинський,
отсутствие у индивидуума смысла собственной жизни приводит к стойким
переживаний внутренней опустошенности, фрустрации и потере желания жить в целом
[9]; [24].
В работах авторов представлены
различные определения понятия "смысл жизни". В исследованиях
В.Е.Чудновського и А.Г.Асмолова подчеркивается ценностный аспект смысла жизни индивидуума.
Так, согласно В.Е.Чудновському, "Смысл жизни – это определенная идея,
которая включает в себя цель жизни человека и стала для него ценностью
чрезвычайно высокого порядка [26]. А.Г.Асмолов также отмечает, что "Если
же личностный смысл осознается, то он может стать ценностью личности» [3].
Согласно Д.О.Леонтьеву, в основе смысла жизни лежат жизненные мотивы. По мнению
ученого, если "… ведущий мотив / цель повышается до действительно
человеческого … такие жизненные мотивы … способны создать внутреннюю
психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл
жизни" [13 c. 52]. В работах C.Л. Рубинштейна личностный рост
рассматривается как становление системы отношений индивидуума с другими людьми.
Поэтому автор подчеркивает социальную направленность и альтруистичнисть смысла
жизни: "Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для
других людей "[20, c. 187]. Другие взгляды на содержание смысла жизни
представлены в работах В.Франкла.
Автор подчеркивает, что невозможно
определить единственно правильный смысл жизни для всех людей. Однако в основе
смысла жизни психически здорового человека, самоактуализирующегося, лежат такие
ценности, которые могут разделить многие (добро, красота, истина и др.) [24].
Б.С.Братусь также подчеркивает роль социальных факторов смысла жизни человека и
в качестве смыслообразующих характеристик человека автор называет его социально
выработанные "… способ отношения к другому человеку …" [4, c. 5].
В противовес абсолютизации
социального аспекта смысла жизни человека в советской психологии, в работах
К.О.Абульхановой-Славской подчеркивается высокая значимость индивидуального
аспекта данного феномена. Согласно автору, индивидуальный аспект смысла "Стратегии
жизни" индивидуума является важным аспектом его "бытие для себя
", а не" бытие для других", результатом становления человеческой
индивидуальности, самости. Автор подчеркивает, что личность часто имеет противостоять
социальному давлению и социальным стереотипам и строить собственный смысл жизни
и жизненные планы, а не усваивать социальные стереотипы "успешного
человека" путем идентификации. низкий уровень индивидуальности, высокая
конформность личности могут привести к подмене собственного "смысла
жизни" "жизненными смыслами", в основе которых лежат социальные
стереотипы. Это приводит к жизненных разочарований и потери смысла жизни:
"Структура личности постепенно перестраивается … ее активность
деформируется, его воля и инициативы исчезают, индивидуальность стирается
"[1, c. 21].
Как отмечает
Д.О.Леонтьев, сложность и социальная значимость проблемы смысла жизни
обусловливают тот факт, что в современной литературе все реже используется
обобщенный термин "смысл жизнь» и все чаще — смысловые или смысложизненные
структуры сознания [13]. К таким структурам авторы относят смысложизненные стратегии,
смысложизненные ценности, смысложизненные установки и смысложизненными
концепцию. Однако наиболее распространенным является срок "Смысложизненные
ориентации" [5]; [6]; [7]; [8]; [15]. Проведенный анализ литературных
источников позволяет констатировать, что в определениях смысла жизни и
смысложизненных ориентаций человека много общего: оба феномена авторы
рассматривают как источник личностного роста индивидуума, диалектически
родственные процессами и явлениями ценностно-смысловой сферы человека и
детерминированы спецификой отношений индивидуума с окружающим миром.