Педагогика/психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в Древней Руси и Русского государства до XVIII века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 3
Глава
1.Теоретические аспекты изучения семейного и домашнего воспитания детей
дошкольного возраста в Древней Руси и Русского государства до XVIII века  6
1.1Этапы
развития домашнего воспитания в Древней Руси. 6
1.2 Общая
характеристика процесса воспитания детей в период Древней Руси  13
1.3 Характеристика традиций семейного и домашнего
воспитания в Древней Руси  19
Заключение. 25
Список литературы.. 28

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Семейное воспитание имеет огромное значение
в воспитании, образовании и становлении любого человека. Активнейшее
воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную
направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью
общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных
установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые
осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью,
познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на
воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Целью семейного воспитания сегодня должно являться формирование таких качеств в
личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающие
на жизненном пути.

В начале развития человеческого общества специфической его
особенностью являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Воспитание
проистекало из общественного образа жизни и готовило всех одинаково к
повседневному существованию. Зачатки педагогической мысли сводились к
практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Как отмечает А.Н. Джуринский, в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в ряде
регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного
общества. Основной социальной ячейкой общества становится семья.

Наряду с заботой о сохранении жизни и здоровья ребенка, о его
физическом развитии в процессе воспитания использовались издавна сложившиеся и
создавались новые сказки, мифы, игры, игрушки. Практика и теория воспитания
детей в рабовладельческих государствах, их своеобразие нашли отражение в
художественных произведениях, в философских и социально-политических трудах.

У древних восточных славян в условиях первобытнообщинного строя
воспитание детей было общественным и ориентированным на подготовку
подрастающего поколения к труду земледельцев, охотников, скотоводов.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях,
детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового
житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из
семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев,
фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало
народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и
психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом
сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система»
правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах,
обычаях.

Принципы и правила воспитания и обучения детей нашли свое отражение в
произведениях устного народного творчества (сказках, пословицах, поговорках,
легендах, песнях). Приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций,
обычаев помогало подрастающему поколению осознать свою роль наследников
народных ценностей. Непосредственный труд детей совместно со взрослыми,
выполнение обрядов, участие в народных играх и празднествах — все это оказывало
сильное воспитательное воздействие на детей.

Данная проблема обусловила выбор темы курсовой работы – «Особенности семейного и домашнего воспитания
детей дошкольного возраста в Древней Руси до XVIII века».

Гипотеза исследования: Теория такого сложного, изменчивого объекта,
как единый процесс воспитания ребенка дошкольного возраста, не появляется
вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий
этап её развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Развитие
системы воспитания должно проходить с учётом историко — теоретического анализа
развития семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в Древней
Руси.

Объект исследования: семейное и домашнее воспитание.

Предмет исследования: Особенности
семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в Древней Руси и
Русского государства до XVIII века.

Актуальность исследования, гипотеза, объект и предмет определили цель
исследования: определить основные направления развития семейного и домашнего
воспитания детей дошкольного возраста в Древней Руси.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования, сформулировать основные направления в развитии воспитания в
Древней Руси;

2.Выявить предпосылки, обусловившие формирование семейного и домашнего
воспитания детей дошкольного возраста в Древней Руси.

3.Сформулировать особенности
семейного и домашнего воспитания детей дошкольного возраста в Древней Руси и
Русского государства до XVIII века.

Методы исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воспитание как феномен возникло на этапе освоения человеком орудий
труда. Жизнь детей тогда не с первых дней был включен в жизнь взрослых, которые
пытались передать им свои навыки выживания: использование орудий труда,
добывания пищи, защиты от врагов и хищников, взаимодействия с другими людьми.
Именно потребности реального бытия древнего человека обусловили необходимость
выработки соответствующих способов, приемов передачи знаний и умений потомкам.
В целом дошкольное воспитание в античном мире проявлялось в двух воспитательных
системах: спартанской (направленной на воспитание воли, силы, выносливости) и
афинской (целью ее было формирование гармонично развитой личности). В
подготовке детей к школе учитывалась и специфика предметов, которые вскоре им
придется изучать: грамота, математика, этика, ритуальные церемонии, логика,
физические упражнения.

В основе процесса воспитания было положено усвоение молодежью
приобретенных предшествующими поколениями обычаев, обрядов, ритуалов,
атрибутов, народно — правовых и моральных форм человеческой деятельности. В Х —
XIII вв. доминирующим было индивидуально — семейное воспитание, хотя еще
существовали и различные формы общественного воспитания, такие, как институт
кумовства, братство, посестринство, опекунство, дома бедных детей и сирот.

В Древней Руси воспитанию
детей уделялось большое внимание. Ведь детство, по глубокому убеждению обитателей
Руси, было тем истоком, откуда начинаются все хорошие или дурные качества
взрослого человека. Но воспитание было очень своеобразным: дети не считались
вполне людьми, скорее, их заготовками. Воспитывали детей в большой строгости и
страхе перед старшими. Основой воспитания была, безусловно, религиозная
традиция того времени, а она считала, что суть человека греховна. Поэтому наши
предки считали, что эту греховную суть, а, следовательно, ребенка, надо как
можно раньше усмирить, переломить, подчинить воле родителей. Детей часто били,
порка считалась лучшим воспитанием. Взрослые верили, что делают это на благо
своих чад и если не бить малыша сызмальства, он вырастет дурным человеком,
будет обижать родителей. Если какой-то из отцов не порол своих детей,
окружающие считали, что он их не воспитывает, и осуждали такого мужчину. Вообще
все семейные взаимоотношения были построены на строжайшей иерархии. Авторитет
главы семейства — отца считался непререкаемым. Дети должны были беспрекословно
слушаться отца и вообще родителей, воспринимать все их наставления, не
противоречить им. Мнение ребенка не принималось взрослыми в расчет, отец не
слушал советов и пожеланий сына, пока у того не вырастет борода. Первые 3-4
года ребенок был под опекой матери, он посильно помогал ей в домашних делах. С
5 лет ребенка-мальчика привлекали к мужским делам, девочку — к женским
хозяйственным обязанностям. Детям рассказывали обучающие, таящие глубокий смысл
сказки и легенды. С 7 и до 15 лет ребенок считался отроком, после окончания этого
срока девочки оставались под присмотром матери, продолжали учиться хозяйству и
рукоделию, а мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли уже серьезные
мужские обязанности. Так, сыновья дружинников уже с 12 лет учились воинскому
делу и проживали отдельно от матерей. Вообще детей с раннего возраста готовили
к взрослой жизни.

Им поручали всевозможные
обязанности по дому, обучали их грамоте — это тоже считалось обязанностью
родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились
образованные невесты. историю Руси, разбираться в церковных тонкостях,
правильно говорить, достойно вести себя в обществе, быть вежливыми и учтивыми,
вовремя кланяться и улыбаться. Если родители видели, что их ребенок проявляет
способности к учебе, они отдавали его «в учение» к какому-нибудь мудрому
человеку, книжнику. Подопечный у такого ученого мужа был только один, тот
передавал ему все свои знания. В княжеских семьях сыновей с 1-3 лет сажали на
коня. Это было целым обрядом, считалось, что так закладываются качества
будущего воина. Подросшие девочки проходили обряд вскакивания в поневу.

Основное направление
воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя
Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал
своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов,
быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость
воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными,
отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить
человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо
угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а
добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей,
при всей строгости самого процесса воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1.Теоретические аспекты изучения семейного и домашнего воспитания детей
дошкольного возраста в Древней Руси и Русского государства до XVIII века 1.1Этапы развития
домашнего воспитания в Древней Руси Развитие и становление
системы образования в каждом государстве тесно связано с его историей. Анализ
исторических и законодательных документов в сфере образования, а также
рекламных и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем
обучении как о сложном образовательном процессе в связи с изменением
социальной, социокультурной и экономической ситуации в России.

Интерпретация понятия
«домашнее обучение» неоднозначно. Понятия «семейное» и «домашнее» воспитание ряд
исследователей считают синонимами. В дореволюционной литературе домашнее
обучение означало обучение детей, особенно девочек, работе по дому и ремеслам.

Домашнее обучение
означает воспитание и обучение ребенка наемным учителем, т.е. Законный опекун.
Понятие «наставник» неоднозначно трактуется в различных энциклопедических
источниках. Термин впервые появился в конце 17 века, когда князь Голицын
подчеркнул необходимость давать образование своим детям и пригласил к этому
иностранных учителей. Слова «гувернантка», «гувернантка» образованы французским
губернатором — «править». От них произошло производное имя — «правитель».
Позже, когда правительство стало видом профессиональной деятельности,
ориентированной в первую очередь на женщин, на первый план вышло образовательное
значение (иногда в 18 веке это понятие также означало гувернантку).

В словаре русского языка
[2] это понятие охарактеризовано как женская профессиональная деятельность —
«учительница из среднего класса и знатных семей, обычно иностранец, которого
нанимают для ухода за детьми», детей дома обучают и воспитывают, следует
толковать в самом широком и узком

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы