Курсовая теория на тему Особенности семей с детьми инвалидами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Детская инвалидность как социальное явление 3
1.1 Личностные особенности детей с ОВЗ 3
1.2 Характер детско-родительских отношений 13
Глава 2. Теоретические аспекты особенностей семей с детьми инвалидами 18
2.1Семьи с детьми-инвалидами как специфическая социальная группа, их образ жизни 18
2.2 Социальный портрет семей, имеющих детей-инвалидов 24
2.3. Основные направления медико-социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью 29
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития общества, семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Уверенность в себе, в своих возможностях и силах зарождаются в благоприятной атмосфере дома.
Для ребенка, с ОВЗ, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять свое основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков здоровья. Включаясь в такую среду, ребенок с нарушениями учится восполнять свои врожденные недостатки, обретает возможность справиться с трудностями взросления иными путями.
Однако, жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может быть помощь их родителям и другим членам семьи. Решение названных проблем во многом ложится на будущих специалистов, чья деятельность подразумевает создание благоприятной среды для развития и обучения детей с ОВЗ, их комплексное сопровождение, включающее и психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Анализ исследований и публикаций по данной тематике. Теория и практика психологической работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими таких детей, является предметом исследования специалистов разных отраслей научного знания.
Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, К.Л. Белопольская, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались S. Harris, M. Power, M. Bristol, M. Gill, M. De Myers, Z. Wolf, Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л.Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок — не достаточно.
Объект исследования – дети с ОВЗ.
Предмет исследования – Особенности семей с детьми инвалидами.
Цель исследования – изучить особенности семей с детьми инвалидами.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. изучить понятие и особенности детей с ОВЗ.
2. рассмотреть особенности работы с родителями воспитывающих детей с ОВЗ
3. проанализировать социальный портрет семей, имеющих детей-инвалидов .
4. изучить семьи с детьми-инвалидами как специфическую социальную группу, их образ жизни.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.
Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.
В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.
Таким образом, необходимо изучить особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также разработать систему психологической помощи и поддержки таких семей. Однако эффективная помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, является сложным процессом из-за отсутствия целостного методологического подхода к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям. Предполагается создание психологического клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Актуальность создания такого клуба обусловлена:
На психологическом уровне, необходимость профилактики стрессов, имеющих длительный характер, что, в свою очередь, оказывает сильное искажающее воздействие на психику родителей.
На социальном уровне необходимость установить конфиденциальные, поддерживающие отношения между родителями, поскольку деформация возникает в отношениях между родителями больного ребенка, в результате чего часто случаются разводы, а также семья становится необщительной и избирательной в круге общения, который образованы ограниченным микросоциумом, который в основном воспитывает ребенка.
На соматическом уровне — необходимость прерывать патологическую цепь, которая из-за болезни ребенка приводит к психогенному стрессу у матери (родителей), что, в свою очередь, провоцирует соматическое или психическое заболевание.
Основной целью клуба психологии для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, является социально-психологическая поддержка семьи. Основными целями являются: оптимизация родительско-детских отношений; улучшить психоэмоциональный статус родителей; гармонизация брачных отношений; создание и укрепление взаимоотношений между семьями детей-инвалидов с целью расширения круга взаимодействия.
В работе клуба психологии действуют как индивидуальная (семейная), так и групповая формы работы. Эффективность зависит от участия родителей в прослушивании лекций об особенностях психического развития детей с ограниченными возможностями, в учебных занятиях, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и родительско-детских отношений. Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, для оптимального сотрудничества с ними крайне важны позитивные консультации, преодоление пассивного отношения семьи. Таким образом, создание такого клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, выявит наиболее сложные психологические моменты в жизни таких семей, а также обеспечит психологическую помощь на всех этапах жизни ребенка, так как по мере роста и развития ребенка-инвалида в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не готовы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Детская инвалидность как социальное явление
1.1 Личностные особенности детей с ОВЗ
Вхождение России в европейское и мировое образовательное пространство предполагает обновление национальной системы образования, ее своеобразное движение, взаимодействие с совокупностью образовательных учреждений, научно-педагогических центров разных стран, правительственных и общественных организаций, направленных на просветительскую деятельность. Обще-цивилизационные тенденции ХХІ века влияют на все сферы жизни общества и человека и определяют приоритетные направления современного образования, в частности, понимание на общегосударственном и индивидуальном уровнях человека как высшей ценности и ее осознанного и эффективного функционирования в современном мире; Неслучайно в государственной федеральной программе „Образование” („РФ XXI века”) отмечается, что для достижения основной цели российской системы образования необходимо создать условия для развития и самореализации каждой личности как гражданина РФ, формировать поколение, способны учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества1. Особое внимание стоит обратить на потребности лиц с ограниченными возможностями, их полноценную интеграцию в современное общество. В России нет единого термина в отношении лиц, имеющих физические и психические отклонения в здоровье. В средствах массовой информации и в профессиональной литературе употребляются разные понятия:
— инвалид;
— лицо с ограниченными функциональными возможностями;
— человек с ограниченной дееспособностью;
— человек с особыми потребностями;
— лицо с пороками развития;
— человек с ограниченными возможностями;
— ребенок-инвалид;
— человек с ограниченными функциональными возможностями от рождения;