Курсовая теория на тему Особенности саморегуляции учащихся младших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 5
1.1. Понятие саморегуляции 5
1.2. Особенности саморегуляции учащихся младших классов 6
1.3. Механизмы формирования саморегуляции учащихся младших классов 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
В современном обучении одной из важных задач стоит формирование у обучающихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной и любой другой деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-деятельностного, мотивационного, личностного. По мнению А.В. Уваровой, саморегуляция представляет собой процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний (А.В.Уварова).
Стоит отметить, что особую актуальность носит мнение о необходимости формирования саморегуляции в младшем школьном возрасте. Оно подтверждается неумением школьника управлять собой, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования личностной саморегуляции. В то же время, по мнению многих исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с активным формированием способности к рефлексии и внутреннего плана действий, а также общей произвольности психических процессов. На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности.
В работах, посвященных изучению детей саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, О.С. Орлова и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, С.Д. Максименко и др.). Вместе с тем, проблема развития и формирования саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Объект исследования – саморегуляция младших школьников.
Предмет исследования – особенности саморегуляции младших школьников.
Цель исследования – изучить особенности саморегуляции младших школьников.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие саморугеляции;
2. дать характеристику саморегуляции младших школьников;
3. рассмотреть механизмы формирования саморегуляции учащихся младших классов.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Эриксон Э.Г., Талызина Н.Ф., Никитина В.П., Зимняя И.А., Маралов В.Г. и другие.
Гипотеза исследования: предполагается, сто саморегуляция в младшем школьном возрасте, изменится при применении модели психолого-педагогической коррекции.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В рамках исследовательской работы была рассмотрена проблема формирования навыков саморегуляции у младших школьников.
Саморегуляция – это процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний.
Исходя из исследований становления произвольности эмоциональных процессов, было определено, что наиболее сензитивным к формированию навыков саморегуляции является младший школьный возраст. В ходе анализа исследований становления саморегуляции в онтогенезе были выделены такие ресурсы как произвольность всех психических процессов, рефлексия, а также внутренний план действий, которые являются новообразованиями психического развития младшего школьного возраста.
При анализе ключевых особенностей саморегуляции мы рассмотрели такие, как: способность осознавать собственное эмоциональное состояние; умение идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния; умение выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами; умение снижать психоэмоциональное напряжение; способность осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу о том, что существует необходимость в разработке программы формирования навыков саморегцляции. При разработке программы в основу была положена гипотеза о необходимости формирования вышеперечисленных основных контролирующих умений саморегуляции и подобран диагностический инструментарий.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен эксперимент, включивший в себя констатирующий, формирующий и контрольный экспериментальные этапы. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа формирования навыков саморегуляции у младших школьников является эффективной и результативной, так как после ее проведения результаты в экспериментальной группе изменились, приобретя положительную тенденцию, при этом показатели контрольной выборочной совокупности в большинстве своем остались без значимых изменений.
Проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы формирования саморегуляции. Так, для наиболее эффективной работы с данной проблематикой рекомендуется развивать направления работы с родителями младших школьников и педагогами, поскольку они являются субъектами образования, что говорит о необходимости включения их в процесс формирование у детей навыков саморегуляции для реализации комплексного подхода и принципа системности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1. Понятие саморегуляции
Саморегуляция — это способность различных систем поддерживать устойчивый баланс на соответствующем уровне независимо от внешних воздействий. Свойство влияет на многие аспекты, поэтому оно тщательно изучается философами, биологами, социологами и психологами.
Устойчивое развитие зависит от способности многоуровневых систем к самоорганизации. Существует несколько мнений о саморегуляции, и в некоторых отношениях они похожи. Различия в оценке связаны с позицией, с которой аналитик исследует эту тему. Прежде всего, философы и психологи заинтересованы в этом вопросе.
Динамические, энергичные, содержательные и семантические аспекты позволяют нам осознавать и моделировать реальность. Поэтому в психологии саморегуляция рассматривается как один из уровней коррекции системной активности.
Эксперты представляют психологическую самореализацию в форме информационного процесса, основанного на психических формах отражения реальности. В этом замкнутом цикле реализация происходит с использованием различных средств: представлений, изображений, концепций и т. д. На это влияют внешние факторы и действия.
В научных статьях и других работах есть различные теории о саморегуляции поведения. Все согласны с тем, что управление психикой и эмоциями связано с видом деятельности. В некоторых обстоятельствах интеллект или эмоции могут быть доминирующими.
Умственная саморегуляция — это не только система, но и деятельность. Это связано с профессиональной сферой и адаптацией в ней. Если это система, то свойство контроля определяется как переход от бессознательного к сознательной форме, приводящий его к автоматизму. [10]