Cпециальная психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 5
1.1 Категории и понятие самооценки 5
1.2 Особенности развития в старшем дошкольном возрасте 14
1.3 Особенности развития детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 19
1.4 Описание методики «Лесенка» и методики Белопольской 25
Заключение 30
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Ухудшение экологической ситуации, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально — экономических, психолого — педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с особыми потребностями. Вместе с тем развитие общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной личности, которая бы смогла самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития. Важную роль в этом процессе играет самооценка. От оценки человеком своих возможностей и личностных качеств зависит реакция на успех и неудачу, ее контактность и характер взаимоотношений с другими людьми.
Согласно теоретических и практических исследований Т. Ю. Андрущенко [4], А. В. Захаровой [4], А. И. Липкиной [7], С. Ф. Спичак [8] и др., особая роль в формировании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку это один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я — концепции» период. Именно в этот период усложняются и уточняются представления о собственном «Я», увеличивается критичность и возрастает самостоятельность самооценки.
Изучению самооценки детей с задержкой психического развития были посвящены ряд теоретических и практических исследований. В Частности А. Leonardi [11] был проведен сравнительный анализ уровней самооценки детей, обучавшихся по специальным и общим программам. Как свидетельствуют полученные результаты, у детей с задержкой психического развития, обучавшихся по специальной программе, наблюдался низкий уровень самооценки по сравнению с другой группой детей. Кроме этого, автор обращал внимание на то, что самооценка детей, которые учились по обычной программе и имели низкие оценки, несколько выше, чем у детей, которые учились по специальной программе.
По мнению О. В. Защиринской, у детей с задержкой психического развития наблюдается отсутствие развитой самооценки, устойчивости собственных мыслей и критичности суждений, возникающих у их сверстников в младшем школьном возрасте. Не критичность самооценки проявляется в склонности к преувеличению своих возможностей. В связи с трудностями, которые возникают у данной категории детей во время общения со сверстниками и взрослыми, оценка со стороны окружения не всегда помогает регулировать их действия и поступки. У детей с задержкой психического развития проявляется повышенная потребность в одобрении и поощрении, независимо от весомости достигнутых результатов [6, 116 — 117].
Как показал анализ результатов исследования Е. Бадиазман [3], у детей с задержкой психического развития наблюдалась неадекватность самооценочного компонента личности, которая проявлялась в преобладании завышенных, высоких и резко сниженных уровней самооценки. Кроме этого, была отмечена ориентация данной категории детей на положительные личностные характеристики.
Таким образом, можно сделать вывод, что к проблеме особенностей формирования самооценки у детей с задержкой психического развития существует несколько научных подходов, то есть представлена тематика не является в достаточной степени разработана и требует дальнейших исследований с целью коррекции неадекватных же оценочных проявлений.
Итак, теоретический анализ литературы по данной проблематике позволил нам сделать вывод, что ряд исследований отмечаются выраженной противоречивостью, в которых подчеркивается завышенная или заниженная самооценка у детей с задержкой психического развития. Мы выяснили, что специального изучения требуют особенности развития интерперсональных и ожидаемых оценок, технологий коррекции неадекватной самооценки этих детей, учитывая также модели семьи и воспитательные воздействия родителей. Все эти аспекты и определяют актуальность исследования уровня и особенностей самооценки детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Изучение самооценки у данной категории детей имеет чрезвычайно важное значение, поскольку она занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, во многом определяет направленность и уровень активности, отношение к миру, к людям, к самим себе, а, следовательно, и успешность социальной интеграции.
Целью нашего исследования было определение особенностей самооценки ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: старшие дошкольники.
Предмет исследования: Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Мы поставили перед собой задачу, прежде всего, проанализировать существующую психологическую и педагогическую литературу по теме исследования и проанализировать методы и методики, которые помогут наиболее точно раскрыть психологические особенности самооценки данной категории детей.
Методы исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Имея большое влияние на формирование личности, вопросы самооценки привлекает много исследователей. Многочисленные подходы к изучению самооценки дают противоречивые результаты, которые требуют систематизации и обобщения. Однако, однозначным является то, что самооценка – результат длительного процесса, который происходит под влиянием различных детерминант и не прекращается на протяжении всей жизни человека. Самооценка зависит не только от окружения личности, ее стиля общения, успехов в деятельности, но и влияет на все сферы жизни человека, корректирует ее поведение.
Подводя итог исследованию особенностей самооценки и уровня притязаний в структуре личности старших дошкольников с задержкой психического развития можно констатировать следующее. При общем соответствии процесса развития личности дошкольников с ЗПР отмечаются некоторые особенности самооценки и уровня притязаний у этой категории детей, которые оказывают негативное влияние на их поведение, продуктивность деятельности, препятствуют гармоничному общению с окружающими и тем самым еще больше усугубляют имеющийся дефект в развитии. Комплекс социальных факторов при задержке психического развития затрудняет адекватное развитие самооценки детей с ЗПР и препятствует формированию адекватных межличностных отношений со сверстниками. Развитие самооценки у детей с задержкой психического развития носит дисгармоничный характер. В структуре самооценки дошкольников с ЗПР присутствует низкая дифференцированность. Самооценка детей с ЗПР содержит ряд компонентов, по которым они значимо не отличаются от нормально развивающихся дошкольников. Старшие дошкольники с ЗПР проявляют низкую дифференцированность, аналитичность, при самовосприятии и самооценке, и при восприятии и оценке других людей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.1 Категории и понятие самооценки

В отечественной и зарубежной психологии изучению самооценки посвящено большое количество работ, выдающихся ученых. Теоретические аспекты самооценки разрабатывали в своих работах В. Г. Абдрахманова, Б. Г. Ананьев, Л. В. Захарова, Г. К. Радчук, А. Р. Ратинов, С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон, М. И. Лисина, С. Д. Максименко, С. Ф. Спичак, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Р. Бэнс, К. Левин, Дж. Мид, К. Роджерс, С. Куперсмит и др. В трудах вышеупомянутых исследователей была раскрыта сущность, механизмы возникновения, структура и функции самооценки.
Самооценку как сложное внутреннее образование, играющее важную роль в регуляции поведения и деятельности, изучали Л. И. Божович, М. Й. Боришевский, Л. Ф. Бурлачук, А. И. Липкина, С. Д. Максименко. Характеристики самооценки, которые определяют ее уровень и адекватность в своих исследования, подали В. И. Батов, В. В. Волков, Н. Я. Константинов, А. И. Мокрецов, А. Р. Ратинов. На то, что неадекватная самооценка может негативно влиять на личность, обращали особое внимание в. А. Баранник, Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И. Липкина, А. Е. Личико, Н. О. Ратинов, О. А. Реан, О. Л. Рыбак, С. М. Хоружий и др.
Подходы к решению проблемы преодоления негативной самооценки предложили А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О. М. Прихожан, П. Р. Чамата и др.
Многоаспектное изучение самооценки подтверждает ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее влияние на развитие и функционирования различных психологических проявлений личности. Сложность исследование самооценки также видится в органическом сочетании процессуального и структурного компонентов: самооценка может меняться в деятельности и одновременно влиять на нее.
Феномен самооценки изучался многими учеными, что привело к формированию различных подходов к ее изучению: 1) личностный подход рассматривает самооценку как важный компонент самосознания личности; 2) структурно — целостный подход изучает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образования: она является целостной и одновременно многоаспектной, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, межсистемные связи с другими образованиями;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы