Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности ролевых отношений мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре. (дошкольный возраст)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Особенности полоролевого поведения у современных  дошкольников. 6
1.1. Возрастные психологические особенности детей
дошкольного  возраста. 6
1.2. Особенности гендерной идентификации у детей дошкольного возраста. 11
Выводы по главе 1. 24
Глава 2. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании
межличностных отношений детей дошкольного возраста. 26
2.1. Сюжетно-ролевая игра как средство развития качеств
женственности у девочек дошкольного возраста. 26
2.2. Психологические условия формирования основ
мужественности у мальчиков дошкольного возраста. 32
Выводы по главе 2. 38
Заключение. 39
Список литературы. 40
Приложение. 45

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Современные мировые тенденции постепенного отдаления
от бинарной картины гендерного деления, утверждение на законодательном уровне
отдельных стран возможности отнесения граждан к «третьему полу», стирание
границ между полами, при этом тиражируемые в средствах массовой информации,
вносят негативный дисбаланс в восприятие подрастающим поколением России
окружающего мира. Этому процессу предшествовали социальные изменения,
разрушившие традиционные стереотипы женского и мужского поведения. В результате
возникновения большого количества неполных семей, смещения половых ролей и
разрушения указанных стереотипов поведения мы наблюдаем процессы маскулинизации
женщин и феминизации мужчин, происходящие в основном с молодым поколением.

На фоне развития таких
явлений проблема адекватной самоидентификации и гендерной социализации детей
является актуальной психолого-педагогической задачей дошкольной педагогики,
поскольку период дошкольного возраста является наиболее сенситивным для гендерной
социализации личности. Нарушения в самоидентификации ребенка с точки зрения
гендерной принадлежности необратимо внесут дисбаланс в дальнейшее развитие
личности. Задача общества – приложить максимум усилий для адекватной гендерной
социализации ребенка.

В настоящее время общепризнанным
среди всех исследователей в области дошкольной педагогики является факт ведущей
роли игры в дошкольном возрасте, ее общевоспитательные социальные функции. Будучи
ведущим видом деятельности в этот период детства, игра, в то же время выступает
и как наиболее доступный и естественный вид деятельности, способ отношения к
реальности и как способ переработки полученных из окружающего мира информации, впечатлений,
знаний.

Выдающий отечественный психолог
Л.С. Выготский подчеркивал уникальность дошкольной игры, проявляющуюся в
сочетании, с одной стороны, свободы и самостоятельности играющих с
одновременным безоговорочным подчинением правилам игры, с другой стороны [7]. По
мнению другого выдающегося отечественного педагога – А.С. Макаренко, роль игр в
жизни ребенка идентична роли профессиональной деятельности и труда взрослого [19].
Наконец, по мнению К.Д. Ушинский, игра является наиболее доступным и посильным
для ребенка способом вхождения во взрослый мир, не всегда доступный и понятный
им [40, с. 88]. Самостоятельные игры детей имеют особенно важное значение,
являясь, по образному выражению С.Т. Шацкого, «жизненной лабораторией»,
средством всестороннего развития ребенка.

Таким
образом, в процессе игры как ведущей деятельности дошкольника формируются и получают
импульс и эффективное развитие главные новообразования этого возраста:
творческое воображение, образное мышление, креативность и пр.

Проблема
игры стала привлекать внимание ученых в конце XIX – начале XX века. Этот интерес не угас и до
настоящего времени. К. Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая
получила широкое распространение и признание во многих странах в первой
половине ХХ века.

В
более поздних исследованиях П.П. Блонского [4], Ш. Бюлера, Л.С. Выготского [7],
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева [17], С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина
[47] особое внимание уделяется психологическим аспектам игры и ее значению в
развитии ребенка, его отдельным психическим процессам и функциям, а также овладению
социальным опытом. Таким
образом, анализ современного состояния игровой деятельности ребенка имеет
особое значение для гендерного воспитания, для построения новых,
соответствующих современным реалиям методов педагогики игры.

Проблема особенностей
ролевых отношений мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре изучалась как
отечественными (В. Е. Каган, И. С. Кон, И. А. Лыкова, Т. А. Репина и др.), так
и зарубежными исследователями (Е. Берн, Л. Кольберг, Э. Маккоби и др.).

Объект
исследования – сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Предмет
исследования – ролевые отношения мальчиков и девочек в
сюжетно-ролевой игре.

Цель
исследования – выявить особенности ролевых отношений мальчиков и
девочек в сюжетно-ролевой игре.

Задачи
исследования:

— охарактеризовать возрастные
психологические особенности развития детей среднего и старшего дошкольного
возраста;

— выявить специфику гендерной идентификации
у детей дошкольного возраста;

— проанализировать возможности
сюжетно-ролевой игры как средства развития качеств женственности у девочек
дошкольного возраста;

— определить психологические условия
формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
психолого-педагогическое наблюдение, сравнительный анализ экспериментальных
данных, беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретической
основой исследования явились работы известных отечественных
ученых Л.А. Венгера [28], А.Н. Леонтьева [17] и Д.Б. Эльконина [47]. Базовыми
для предпринятого исследования явились положения о ведущих психологических
новообразованиях старшего дошкольного возраста концепции А.Р. Лурии, А.В.
Запорожца и др.

Структура
исследования. Для реализации поставленных целей и задач была
определена следующая структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в
результате проведенного исследования были изучены особенности ролевых отношений
мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре, выполнены поставленные задачи,
достигнута цель.

Сюжетно-ролевая игра в «семью»
любима детьми любого возраста, но чем старше дети, тем интереснее выстраивается
игровой сюжет. Чтобы игра была содержательной и захватывающей, каждый ребёнок
от чего-то отказывается в пользу партнёра, выслушивает его мнение, поддерживает
его решения, находя компромисс в трудных ситуациях, иначе игра может просто не
состояться. Мальчики очень гордятся своими отцами, постоянно подчеркивают,
какой он хороший, сильный, успешный, поэтому им часто хочется принимать в игре
роль отца, стремясь быть похожим на него. Девочки принимают роль матери,
копируя все движения, чувства своих мам, создавая атмосферу тепла семейного
очага.

Любая взятая на себя роль побуждает
ребенка вести себя так, как, по его мнению, ведет себя в реальной жизни
изображаемый персонаж. Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется,
когда рядом с ним находится партнер по игре.

Игра нуждается в поддержке игровой
инициативы со стороны взрослого. Если родители искренне заинтересованы детской
игрой, способны выслушать ребёнка, помочь ему и поддержать, то дети станут
больше доверять свои чувства родителям.

Таким образом, воспитание
нравственных ценностей ребёнка исходит из его реальной жизни, общения со
взрослыми и сверстниками, характера взаимодействия с окружающим миром. Наиболее
результативным методом воспитания нравственных ценностей в дошкольном возрасте
является игра, в которой дети накапливают опыт, овладевают нормами поведения,
учатся проявлять сочувствие, заботу, доброту, эмоциональную отзывчивость.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности полоролевого поведения у современных
дошкольников 1.1. Возрастные психологические особенности детей дошкольного
возраста

Адекватная гендерная
социализация дошкольника – процесс усвоения ребенком норм, правил поведения и
социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью, то есть в
соответствии с биологическим полом, в котором ребенок рожден. Детское
образовательное учреждение – один из первых и основных институтов социализации
ребенка, не менее важный, чем институт семьи, поэтому особое внимание
необходимо обратить на совершенствование процессов гендерной социализации
дошкольников в детском саду.

Наилучшим для
воспитательного воздействия в области гендерной социализации является средний
дошкольный возраст. Ребёнок данного возраста способен освоить много новых
знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного
развития. Кроме того, специфика среднего дошкольного возраста позволяет
формировать позитивную гендерную идентичность [5] ребёнка и социализировать его
в процессе взаимодействия представителей обоих полов.

Особая роль здесь
отводится игровой деятельности, поскольку основным содержанием сюжетных игр
дошкольников среднего возраста становятся именно взаимоотношения между людьми,
в том числе и разного пола. Под понятием «гендер» понимается социальный пол
человека, который формируется в процессе воспитания личности.

Современные приоритеты в
воспитании детей заключаются не в закреплении жёстких стереотипов
принадлежности к мужскому или женскому полу, а в воспитании в дошкольниках
человечности, сплоченности, понимания, признания необходимости партнерских
отношений между мальчиками и девочками. С одной стороны, это помогает избежать

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы