Курсовая теория на тему Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ С НИМИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 5
1.1 Эволюция российского законодательства в регулировании труда несовершеннолетних работников 5
1.2 Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним 9
1.3 Несовершеннолетние, не достигшие возраста 18 лет, как субъекты трудовых правоотношений 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ РАСТОРЖЕНИЯ С НИМИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 18
2.1 Труд несовершеннолетних: запрет труда на отдельных видах работ 18
2.2 Особенности расторжения трудового договора с работниками, не достигших возраста 18 лет 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность темы исследования связано с тем обстоятельством, что права несовершеннолетних работников на рынке российского труда, нуждается в особой защите со стороны государства. В связи этим, российский законодатель закрепил в нормах трудового права ряд запретов и ограничений, а также установил ряд гарантий, связанных с использованием труда несовершеннолетних. Эти нормы в полной мере учитывают физиологические и психические особенности организма несовершеннолетнего работника.
Нельзя сказать, что рассматриваемая нами тема слабо изучена или освещена в науке, и в самом российском трудовом законодательстве. Однако, современное развитие экономике страны, активное внедрения компьютерных технологий во все области общественной жизни, желания многих молодых людей и подростков участвовать в современной сфере труда, способствует развитию правового института, связанного с регулированием труда несовершеннолетних работников.
Институт регулирования труда несовершеннолетних работников базируется и исходит из положений конституционной нормы ст. 37 Конституции России, которая провозглашает свободу труда и запрещает принудительный труд [1].
Объект исследования в работе – общественные отношения, которые складываются в сфере труда с участием несовершеннолетних работников, не достигших возраста 18 лет.
Предмет исследования – нормы трудового законодательства, регулирующие труд несовершеннолетних, Постановления Верховного Суда России в части исследуемой темы, научные статьи и публикации.
Цель исследования – анализ российского трудового законодательства в части регулирования труда несовершеннолетних работников и выявление его особенностей.
Для достижения поставленной цели, следует разрешить ряд задач:
– исследовать эволюция российского законодательства в регулировании труда несовершеннолетних работников;
– изучить особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним лицом;
– проанализировать статус несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, как субъектов трудовых правоотношений;
– исследовать запреты на труд несовершеннолетних на отдельных видах работ;
– изучить особенности расторжения трудового договора с работниками, не достигших возраста 18 лет.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: метод научного анализа и синтеза, метод сравнительного правоведения, метод системности исследуемой теме.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании и анализе института регулирования труда несовершеннолетних работников с учетом последних изменений и дополнений в законодательстве о труде.
Структура курсовой работы определена поставленной целью, и основными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе, пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
По итогам исследования темы курсового исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Современное трудовое законодательство России в части регулирования труда несовершеннолетних, базируется, в том числе, и на опыте регулирования труда в российском государстве еще начала прошлого века, которое развивалось в соответствие с развитием, и изменением, как государственного строя, так и согласно развитию общественных и экономических отношений в стране.
2. Международно-правовые меры по защите несовершеннолетних как наиболее уязвимых групп работников в сфере труда, являются сегодня достаточными и вполне отражающими политику регулирования трудовых несовершеннолетних лиц на международном уровне. Сегодня существует широкая база международных и российских актов в сфере труда, которые регламентируют особенности труда несовершеннолетних работников.
3. Санитарные нормы, установленные для несовершеннолетних работников, требуют, чтобы условия труда на рабочем месте в тех организациях, в которых используется труд работников моложе 18 лет, отвечали требованиям российского санитарного законодательства.
А также характеризовались отсутствием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и могут оказать неблагоприятное воздействие на организм подростка, и таких условий труда, воздействие которых могут создать угрозу для жизни, риск возникновения острых профессиональных поражений, а именно – химические, биологические и физические факторы.
4. Порядок заключения трудовых договоров с несовершеннолетними спортсменами предусмотрен ст. 348.8 ТК РФ. Указанная статья предусматривает применение всех прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для несовершеннолетних профессиональных спортсменов, а также и дополнительные правила по урегулированию их труда.
Особенность дополнительных правил для этой категории несовершеннолетних, обусловлено характером трудовой деятельности спортсменов, видом профессионального спорта, физическими и психологическими нагрузками, которые испытывают спортсмены в ходе спортивных тренировок и соревнований.
5. Заботясь о нравственном развитии лиц, не достигших возраста 18-лет, законодатель запрещает применение их труда в игорном бизнесе, при производстве, перевозке или торговле табачными изделиями, алкоголем, на работах в ночных клубах и кабаре и т.п.
Можно констатировать, что перечень работ, которые законодателем запрещены для несовершеннолетних работников, условно можно разделить на две категории:
– работы, которые могут причинить вред нравственного характера (психике подростка или его нравственному развитию);
– работы, которые могут причинить физический вред здоровью несовершеннолетнего работника.
6. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 утвержден перечень работ, которым ограничен труд несовершеннолетних при работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей. Перечень устанавливает и определенные виды работ, на которых труд несовершеннолетних запрещен: строительство метрополитенов, горные работы, геологоразведочные, топографо-геодезические работы, ряд профессий в черной металлургии, запрещен труд несовершеннолетних в добыче и переработка торфа, нефти и газа, бурении скважин, на химическом производстве и т.д.
7. В соответствии со ст. 269 ТК РФ, при расторжении трудового договора по своей инициативе с несовершеннолетним, работодатель обязан, кроме соблюдения общего порядка, выполнить и дополнительные требования законодателя – получить согласие государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Конечно, как следует из исследованного материала, на практике зачастую возникает вопрос об обоснованности отказа указанными выше органами в увольнении работников, не достигших 18 лет.
В случае запрета контролирующими органами работодателю увольнение несовершеннолетнего работника, который допускает нарушение норм трудового законодательства: опаздывает систематически на работу, не выполняет соответствующие трудовые функции, совершает прогулы, работодатель порой оказывается в затруднительном положении. Он фактически не может уволить нерадивого работника.
Представляется, что в таких случаях, необходимы непосредственные взаимоотношения контролирующих органов и представителей работодателя с целью согласования спорных вопросов о возможности увольнения несовершеннолетних работников.
7. Таким образом, можно сделать вывод, что современное российское трудовое законодательство в полной мере обеспечивает права несовершеннолетних работников в сфере труда, в том числе и тех, кто занят не только не только на производстве или в обслуживании, но и тех, кто занимается спортом на профессиональной основе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ С НИМИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1.1 Эволюция российского законодательства в регулировании труда несовершеннолетних работников
Современное трудовое законодательство России в части регулирования труда несовершеннолетних, базируется, в том числе, и на опыте регулирования труда в российском государстве еще начала прошлого века, которое развивалось в соответствие с развитием, и изменением, как государственного строя, так и согласно развитию общественных и экономических отношений в стране.
Если рассматривать вопрос о регулировании труда в России несовершеннолетних лиц, то следует остановиться на том этапе, который связан с началом развития капиталистических правоотношений в Российском государстве.
Нельзя сказать, что российское государство с момента перехода к капитализму и развитию фабричного производства, не уделяло внимание детскому труду. Например, начиная с 1890 г., труд малолетних работников в возрасте от 10 до 12 лет на фабриках и заводах, стал вытесняться введением запрета приема на работу таких категорий работников.
Государство, подтвердив запрещение работы детей в ночное время в возрасте от 12 до 15 лет в ряде отраслей, тем не менее, разрешил труд малолетних работников в течение 6 часов в ночные смены в наиболее вредном – стеклянном производстве.
В начале XX века, российский законодатель установил рабочий день – 6 часов для работников с 12-14-летнего возраста. А для подростков возрастом с 14 до 16 лет, был предусмотрен полный рабочий день. Однако был запрещен труд несовершеннолетних, не достигших 16 лет, в ночное время [15].
Первая мировая война 1914 года внесла соответствующие коррективы в сфере труда. Царское правительство 9 марта 1915 г. издало закон, который разрешал привлекать несовершеннолетних лиц к ночным работам.
После Февральской революции, в августе 1917 года Временное правительство запретить ночную работу для подростков, не достигших возраста 17 лет.
Последующая Октябрьская революция, открыла новый этап в развитии трудового законодательства. КЗОТ 1918 года установил, что лица, не достигшие 16 лет, не могут подлежать трудовой повинности.
Для лиц, не достигших 18 лет, рабочий день не должен был превышать 6 часов. Не подлежали привлечению к труду в ночное время и в отраслях, особо тяжелых или опасных для здоровья лица, которые не достигли совершеннолетия – 18 лет.
Принятый КЗоТ 1922 года освобождал от трудовой повинности лиц, которые не достигли возраста 18 лет, и запрещал прием на работу лиц, не достигших шестнадцати лет.
26 июня 1940 года, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом увеличил продолжительность рабочего времени с 7 до 8 часов на предприятиях с 7-часовым рабочим днем. А также с 6 до 8 часов для служащих и подростков, достигших 16 лет. Этим же Указом была введена 7-дневная рабочая неделя. За самовольный уход с работы с предприятия или учреждения, а также и за прогул, устанавливалась уголовная ответственность.
Постановлением СНК СССР от 12 июля 1940 года для подростков до 16 лет, устанавливался 6-часовой рабочий день. Постановление допускало подростков в возрасте от шестнадцати лет на общих основаниях к сверхурочным и ночным работам.
После ВОВ 1941-1945 г. проблеме по обеспечению работой подростков, у которых в войну погибли родители, государство уделяло большое внимание. К деятельности по трудоустройству несовершеннолетних были привлечены органы социального обеспечения, а также специально созданные государством постоянные краевые, областные, городские комиссии по трудоустройству. На профсоюзы возлагалась обязанность по контролю, за исполнением вопросов о трудоустройстве несовершеннолетних лиц.
Государство стало принимать меры по облегчению труда несовершеннолетних лиц. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1956 года, для подростков в возрасте от 16 до 18 лет, рабочий день был снижен до 6 часов.
А в 1956 году, был повышен возраст для приема на работу. На работу могли приниматься несовершеннолетние, достигшие 16 лет. На работу могли, быть приняты несовершеннолетние, достигшие 15 летнего возраста, но в порядке исключения.
Подростки, достигшие 15-летнего возраста, могли самостоятельно заключать трудовые договоры с предприятиями или организациями без получения согласия их законных представителей.
В 1970 году в Советском Союзе были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. А с 1 апреля 1972 г. вступил в силу новый Кодекс законов о труде РСФСР. В Основах законодательства и в Кодексе закреплялся принцип единства основных условий труда для рабочих и служащих. Кодекс РСФСР определил и круг работ, к выполнению которых запрещалось привлекать работников, не достигших 18 лет.
До момента принятия Основ законодательства о труде, существующие нормативные акты с достаточной полнотой не определяли круга лиц, которые могли быть, трудоустроены в порядке заполнения брони по приема на работу молодежи.
В ст. 80 Основ было предусмотрено три категории несовершеннолетних, для которых устанавливалась законодателем броня приема на работу:
– молодежь, окончившая общеобразовательные школы;
– лица, окончившие профессионально-технические и технические училища;