Курсовая теория на тему Особенности рефлексии и эмоционального состояния студентов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Понятие и особенности развития рефлексии в
психолого-педагогической деятельности. 4
2. Понятие
эмоций как психической сферы, и их общая характеристика. 8
3. Рефлексии
в структуре эмоционального состояния личности у студентов. 14
Заключение. 23
Список
литературы.. 24
Введение:
Актуальность
темы. На современном этапе развития общества
профессиональное образование является неотъемлемым элементом в жизни каждого
гражданина страны, так как оно способно обеспечить профессиональное становление
личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной
профессиональной управленческой, производственно-технологической,
научно-методической, исследовательской деятельности.
Поэтому большое значение
в ходе реализации задач профессионального образования приобретает
гарантированная реализация образовательных программ, в том числе изучение
дисциплин профессионального цикла.
Следует отметить, что
ведущей целью при изучении дисциплин профессионального образования является
получение профессиональных знаний и навыков педагогического проектирования
содержательного блока учебного процесса по предметам профессионального цикла, а
также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных
организациях. К тому же, изучение дисциплин профессионального цикла в
профессиональных образовательных организациях предлагает активное включение
обучающегося в образовательный процесс.
Для того чтобы процесс
изучения дисциплин профессионального цикла был продуктивным, педагогами
профессионального образования, зачастую применяются различные способы и приемы
рефлексии учебной деятельности, которые дают возможность осознать содержание
пройденного, проанализировать и оценить эффективность собственной работы
обучающихся.
Поэтому проблема
проведения рефлексии учебной деятельности, как никогда актуальна.
Рассмотрению проблемы
развития и организация рефлексии учебной деятельности посвящен ряд
психолого-педагогических, дидактических и методических работ. Понятие и
сущность «рефлексии», а также особенности ее проведения раскрыты в трудах
ученых: В.В. Давыдов, О.М. Коломиец, В.В. Краевский, А.С. Попов, И.Н. Семенов,
В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской, Г.А. Цукерман и
других ученых исследователей.
Цель
исследования: изучить особенности рефлексии и
эмоционального состояния студентов.
Объект
исследования: рефлексия в психолого-педагогической
деятельности.
Предмет
исследования: рефлексии в структуре эмоционального
состояния личности у студентов.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть понятие и
особенности развития рефлексии в психолого-педагогической деятельности.
2. Изучить понятие эмоций
как психической сферы, и их общая характеристика.
3. Рассмотреть рефлексии
в структуре эмоционального состояния личности у студентов.
Методы
исследования. Для решения поставленных задач и
достижения цели нами использовались общенаучные методы теоретического уровня (Анализ,
синтез, сравнение, систематизация, обобщение научно-теоретических данных) и
методы эмпирического исследования: (методика исследования рефлексивности (по
А.В. Карповым и В.В. Пономаревой), методика исследования направленности
рефлексии (по М. Грантом) методика оценки эмоционального интеллекта (по Н.
Холлом). Также использовались методы статистической обработки данных
(коэффициент ранговой корреляции Спирмена и Uкритерий Манна-Уитни). Анализ
данных осуществлялся с помощью программы SPSS-20.
Практическая
значимость: материалы, используемые в курсовой
работе, могут быть использованы студентами на производственной практике и
молодыми специалистами в профессиональной деятельности.
Структура
курсовой работы: состоит из содержания, введения, трех
глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
Развитие эмоциональной
культуры человека является одной из наиболее актуальных проблем современной
психологической теории и практики. Это объясняется повышением эмоциогенности
современных жизненных условий, характеризующихся ускорением темпа жизни,
увеличением числа факторов стресса, ростом конкуренции и ответственности
человека. Указанные факторы приводят к повышению частоты и интенсивности
эмоциональных нагрузок, на что человек реагирует переживаниями тревожности,
беспомощности, тоски и отчаяния. Адекватное понимание самого себя, своих
поступков, а также действий окружающих людей (сформирована способность к
рефлексии) может способствовать развитию эмоционального интеллекта составляющей
эмоциональной культуры личности.
Рефлексия традиционно рассматривается
как механизм психики, позволяет личности с одной стороны сохранять свою
целостность, а с другой определять собственные противоречия и внутренние конфликты.
Известно, что юношеский
возраст является сенситивным по развитию составляющих самосознания личности,
становлению ее ценностно-смысловой сферы, ее отношению к миру.
Итак, чаще всего
рефлексия понимается как процедура или механизм психики, который обеспечивает
критическое к собственному опыту, самообьективацию через различные знаковые
средства личностных смыслов в целях развития Я-образа. Роль рефлексии в
развитии эмоциональной компетентности, как способности к самообьективации личностью
своих эмоциональных переживаний рассмотрено В.А. Петровским.
Исследователь выделяет
четыре элемента рефлексии, связанные с эмоциональными проявлениями:
1) осознание истинных
мотивов деятельности;
2) умение отличить собственные
осложнения от осложнений других;
3) оценка последствий
собственных действий;
4) оценка действий
других, способность к эмпатии и децентрации
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и особенности развития рефлексии
в психолого-педагогической деятельности
Рефлексия (от латинского
reflexio — «обращение назад») — понятие, возникло в философии и означает
процесс осмысления человека, происходящего в его собственном сознании. Ю.
Романенко определяет рефлексию как «существенное и принципиальное действие ума
по возврату к самому благодаря отражению от границы, проходит между ним и миром
в процессе познания.
Рефлексируя условия и
результаты познания внешнего мира … «ум приходит к внутреннему самопознанию.
Рефлексия является способность ума направлять и приводить себя в единство в
процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей» [1].
В настоящее время в
рефлексии выделился направление, известный как само-рефлексия науки, который
предполагает определение места науки в жизни общества, формулировки моральных
принципов научного исследования. Три основных вида рефлексии, выделяемых в
современной философии (элементарная рефлексия, научная и философская
рефлексия), призванные анализировать знания, их границы и значение, критически
осмысливать знания с помощью методов и приемов, относятся к данной области
научного знания, и размышлять о феноменах бытия и мышления.
Стоит отметить, что в
современной науке рефлексивный подход не является только философским. Понятием
рефлексии пользуются не только в философии и психологии, но и в педагогике,
методологии и других дисциплинах, и сферах теоретической деятельности человека.
Существуют различные классификации форм и видов рефлексии [21].
Направленность рефлексии
как процесса мышления, на личность того, кто мыслит, или на собственно сам
процесс, позволяет нам выделить следующие виды рефлексии: интеллектуальную и
личностную.
Личностная рефлексия —
рефлексия собственного «Я». Она связана с личностным аспектом мышления
человека, мотивами, способностями и целями. Личностная рефлексия может
рассматриваться как средство формирования адекватной самооценки, предпосылка
самоконтроля, самовоспитания и играет важную роль при формировании личностного
содержания учебной деятельности, определение своего места в жизни и
самореализации [3, с. 104]. Личностная рефлексия становится главным средством
развития человека. Отметим, что содержательный план личностной рефлексии
достаточно широк: тот, кто учится, анализирует окружающий мир, других людей,
самого себя. Он изучает свои личностные качества, свои отношения с окружающими,
свои возможности и притязания, свои сильные и слабые стороны. При этом он
сопоставляет переживания о себе в детстве с ожиданиями от себя в взрослой жизни
[14, с. 300].
Интеллектуальная
рефлексия — это рефлексия оснований, предпосылок и факторов, влияющих на
процесс мышления. Главным фактором ее развития является учебная деятельность, в
процессе которой обучающийся, исследует основания собственных умственных
действий в ситуации решения учебных задач, а также выполнения действий и их
оценки. Яркий пример интеллектуальной рефлексии — учебная ситуация, когда в
процессе решения познавательной задачи студенты приходят к очень важному для
них открытие, но не могут на первом этапе понять, на основе каких принципов и
процедур они пришли к нему. И если после этого начинается процесс доказывания,
обоснования и аргументации выводов, полученных на первом этапе путем интуиции, начинается
рефлексивная деятельность студентов.
Таким образом,
интеллектуальная рефлексия связана с умением учиться и включает в себя не
только построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставление различных
оценок, решение проблем, но и охватывает обращение мышления на ценностные и
аксиоматические установки, которые лежат в основе рассуждений.
Основными условиями
развития как личностной, так и интеллектуальной рефлексии является создание
инновационной среды, наличие проблемного поля, свободная и активная
межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии,
дискуссионность [15, с. 33-34].
Рефлексия в
педагогическом процессе включает его участников — преподавателя и студента. Способность
к рефлексии является обязательным компонентом профессиограммы преподавателя,
так как деятельность педагога относится к сфере межличностных отношений.
Профессионально важно умение преподавателя осмыслить внутреннюю картину мира
обучающегося, анализировать свои действия в ситуации общения, планировать их,
предусмотреть их эффект, менять ситуацию педагогического общения таким образом,
чтобы студенты получали стимул к развитию.
Рефлексивная дуга в
сознании преподавателя включает личность студента, его переживания и действия,
которые осуществляет по отношению к нему преподаватель, а также ситуацию, в
которой происходит взаимодействие. Другая сторона рефлексии в деятельности преподавателя
— отражение собственного «Я» как субъекта профессиональной деятельности.
Способность преподавателя
исследовать, критически осмыслить себя как профессионала базируются на
рефлексивных свойствах сознания и является залогом профессионального
совершенствования.
Профессиональная
рефлексия позволяет преподавателю понять не только причины своих действий, но и
то, как он достигает педагогических целей и определить эффективность
собственных действий.