Комплексный экзамен готовности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности речевой онтогенеза и клинических проявлений моторной алалии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА И КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ 5
1.1 Определение моторной алалии и ее краткая характеристика 5
1.2 Симптоматика моторной алалии 9
Вывод по главе 1 21
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ, УТОЧНЕНИЮ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОНР, ОБУСЛОВЛЕННОГО МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 22
2.1 Современное состояние проблемы моторной алалии 22
2.2 Методы логопедической работы при моторной алалии 27
2.3 Методы коррекционного воздействия посредством дидактической игры 32
Вывод по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

Актуальность темы. Нарушения речи часто наблюдаются у дошкольников. Специальные исследования показали различные проявления речевых патологий. В некоторых случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других, формирование всех компонентов голосовой системы нарушается у детей.
Симптоматический комплекс языковых расстройств, приводит к вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. Этим детям не хватает внимания, восприятия, памяти и нарушений в сфере и эмоционально-добровольного поведения. Дети упрямые, темпераментные, ненавистные. Есть склонность к слезам, двигательная тревога, повышенная сензитивность.
Дети с систематическим недоразвитием речи характеризуются меньшим количеством информации и представлений об окружающей среде, отсутствием сенсорных, временных и пространственных представлений, сниженной способностью запоминать визуальный и зрительный материал, снижение способности делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все аспекты развития личности.
Логопедическая работа с этой категорией детей должна начинаться в раннем возрасте. Чтобы получить положительные результаты, логопед должен четко понимать контекст недоразвития речи, то, как влияют сопутствующие неврологические нарушения, необходимые генетические условия, характеристики психологической активности ребенка влияют на уровень развития речи, то есть знание структуры дефекта, а также корректирующих методов и приемов работы.
Степень разработанности темы исследования. Анализ специальной литературы, посвящённый изучению особенностей речевого развития детей с речевой патологией, представлен большим количеством исследований таких авторов, как Ж.В. Антипова, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Л.Р. Давидович, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и мн. др.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гуцман (1894), А, Либман (1900), М.Б. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, Р.Е. Левина, Л.В. Мелехова, Г.В. Мациевская, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева и другие исследователи.
К сожалению, одно из наиболее сложных речевых нарушений — моторная алалия не является достаточно изученным.
Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах моторной алалии. Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. Это и определило актуальность проведенной экспериментальной работы и её практическую значимость.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние специально подобранных дидактических игр и игровых приемов для обогащения, уточнения, активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с клиническими проявлениями моторной алалии.
Объект исследования — работа по обогащению, уточнению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с клиническими проявлениями моторной алалии.
Предмет исследования — специально подобранная система дидактических игр и игровых приемов, как наиболее эффективное средство обогащения, уточнения, активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с клиническими проявлениями моторной алалии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть определение моторной алалии, и ее краткую характеристику.
2. Определить симптоматику моторной алалии.
3. Исследовать современное состояние проблемы моторной алалии
4. Определить методы коррекционного воздействия.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение массового и передового педагогического опыта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Представленный в работе материал показывает, что алалия – очень сложное расстройство речевой деятельности. Сложность его, объясняется не только численностью, разнообразием и взаимодействием нарушений речи, но также неоднозначными связями между неязыковыми и речевыми нарушениями.
Есть основания полагать алалия языковым расстройством, которое характеризуется деформацией структурно-функциональную стороны речи и не находится в причинно-следственной зависимости от нарушений неязыковых форм деятельности, в соответствии с таким пониманием алалии логопедическую работу с детьми целесообразно направлять главным образом на формирование языкового механизма.
Алалия, как отмечает Л. Волкова, — одно из самых сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Достоверных сведений статистических о распространенности алалии нет. Многое в проблеме алалии остается, по сей день нерешенным или решением в первом приближении. Прежде всего, это касается этиопатогенеза алалии, от результатов исследования которого зависит выбор оптимальных направлений медико-педагогического воздействия на детей с алалией.
Для решения проблемы нужно объединить усилия представителей разных областей наук о человеке. К этому побуждает характер данного расстройства, поиск правильных решений проблемы должен осуществляться и может быть плодотворным только в русле современных представлении о деятельности человека и его речевой деятельности, представлений, основанных на фундаментальных научных положениях, содержащихся в трудах К.А. Бернштейна, Н.К.Анохина. Л.С.Вичатского, Д.И. Леонтьева. Б. Ананьева, И.А.Бодуека де Куртенэ. А.И. Щербы и их последователей.
При проведении экспериментального исследования по теме нашей курсовой работы, на основе изучения литературных источников было раскрыто сущность понятий: моторная форма алалии, общее недоразвитие речи II уровня; игры и игровые приемы; психологические особенности игровой деятельности детей-алаликов.
Система логопедического воздействия при алалии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматического стороны языка и связной речи.
Одним из наиболее важных аспектов работы при коррекции алалии является работа по формированию активного и пассивного словаря детей. Он занимает достаточно значительное время, требует многих тренировок, эффективность которых зависит от заинтересованности ребенка.
При моторной форме алалии основными задачами в работе по формированию активного и пассивного словаря детей, является обогащение, уточнение, активизация словаря разными частями речи, обучение применению их в речи. Работа по обогащению словаря должна быть комплексной, она включает в себя развитие не только лексического стороны языка, но и грамматического, подготовку к верной звукопроизношения и прочее.
Также было теоретически обоснована необходимость использования специально подобранных и разработанных на украинском языке дидактических игр и игровых приемов для формирования активного и пассивного словаря у детей, страдающих моторной алалии.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА И КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
1.1 Определение моторной алалии и ее краткая характеристика
Моторная алалия — это первичное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического генеза.
Моторной алалией к нарушению одного из 2-х специфических психологических механизмов речи, связанных с деятельностью центральных корковых отделов культурно-двигательного анализатора. Такое нарушение возникает вследствие поражения премоторных и постцентральных (кинестетических) отделов коры головного мозга, в норме обеспечивают правильные, точные, координированные и автоматизированные движения органов артикуляционного аппарата. Центральным симптомом нарушения речи (речевой моторики) при алалии является апраксия (О. Лурия, Е. Соботович и др.) [18, с.32]. Однако моторная алалия не сводится только к нарушению моторной стороны речи. Значительно серьезнее нарушения деятельности усвоения и использования языка, случаются при моторной алалии, по которым, собственно, ее и относят к группе речевых нарушений.
Указанные речевые нарушения проявляются в трудностях овладения и использования ребенком синтагматическое и парадигматическое организованных языковых единиц, связанных с звуко-слоговой структурой слова, синтаксисом, словообразованием, морфологической словоизменением, процессами трансформации внутренней структуры высказывания в поверхностную, пониманием сложных логико-грамматических конструкций и т.п. ( Е. Соботович).
Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии довольно часто определяется третичными полями коры головного мозга, расположенными в составе зон органического поражения или непосредственно рядом с ними.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы