Курсовая теория на тему Особенности речевой коммуникации детей с ОНР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Коммуникация, как вид деятельности человека в условиях онтогенеза (детский
возраст) 6
1.1. Средство психологического
и личностного развития ребенка. Онтогенез речевого акта. 9
1.2. Процесс общения ребёнка в
условиях онтогенеза. 12
Глава 2. Речь
и коммуникация детей с ОНР. 17
2.1.
Коммуникативно-речевые особенности детей с ОНР. 19
2.2.
Особенности развития коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста с
отклонениями в речевом развитии. 22
Заключение. 27
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
На протяжении последних полутора веков особенности
речевого развития. В онтогенезе изучались многими исследователями —
психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами и
представителями других наук, в рамках которых речевая деятельность изучается с
разных сторон. Среди работ отечественных ученых в первую очередь следует
назвать исследования Л.С. Выготского, Д. Эльконина, С. Л.Рубинштейна , Ф.А.Сохина,
Г.Л.Розенгарт-Пупко, Р.М. Боскис и др. Исследования лингвистов и психологов детской
речи определяют основную последовательность ее формирования: от стадии лепета до
семи-девяти лет (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович)
В психолингвистике закономерности формирования речевой
деятельности в онтогенезе являются предметом специального изучения. В последнее
время они составили отдельную область этой науки –психолингвистику развития. За
несколько десятилетий существования психолингвистики в рамках различных научных
школ было создано несколько теоретических концепций, в которых была сделана
попытка раскрыть общие закономерности владения языком и навыков речевой
деятельности ребенка с психолингвистических позиций.
Наиболее объективной и научно обоснованной концепцией
закономерностей формирования речевой деятельности в онтогенезе, на наш взгляд,
является теоретическая модель, разработанная А.А. Леонтьева.
Онтогенез языковых способностей — это сложное
взаимодействие, с одной стороны, процесс общения взрослых и детей, с другой —
процесс развития предмета и познавательной деятельности ребенка.
В обсуждаемой работе отражены основные факторы, влияющие
на развитие речи детей с общей задержкой речи.
Заключение:
Ситуация, в которой люди заняты разными делами для
достижения определенной цели, называется деятельностью. Речевая деятельность —
это целенаправленное взаимодействие людей посредством языка. Как и любое другое
действие, у него есть мотив или причина для общения собеседников. Когда нам
есть что сказать, мы хотим получить / получить информацию или передать свои
мысли, мы начинаем общаться с другими людьми. Когда нас интересуют идеи или
информация других людей, мы читаем или слушаем их. Без особой причины речевая
деятельность не существует.
Предмет речевой деятельности — чужая мысль, идея или
сообщение. Речь (как письменная, так и устная) реализуется языковыми средствами
(фонетическими, лексическими, грамматическими). Продуктом речевой деятельности
при говорении является высказывание, при письме — текст, а при слушании и
чтении — понимание. Результат речевой деятельности может выражаться в реакции
на нее, например, в ответе или ответе человека, совершении каких-либо действий
и т.п.
Под термином коммуникация в широком смысле мы понимаем
«акт коммуникации», информационное сообщение одного человека другому. На основе
идей Л.С. Выготского, А.А. Леонтьевой, М.И. Лисиной, мы считаем неоправданным
относить процесс коммуникации к процессу передачи информации от субъекта к
объекту. Общение носит прагматический, диалоговый характер, то есть общение
отождествляется с контактами между людьми в процессе взаимодействия.
Итак, применительно к детям раннего возраста, исходя из
системы понятий Л.С. Выготский М.И., Лисина, наше понимание (Шереметьева Е.В.,
2013), в соответствии с которым возникновение и развитие речи детей происходит
в процессе их общения с окружающими людьми, когда ребенок активно принимает
речевые модели взрослых, но усваивает речь как часть социального опыта.
Определение «компетенции» — это адекватное использование
опыта и навыков, в основе которых лежат знания. Это мера вовлеченности человека
в деятельность. Он не подразумевает действия по аналогии с образцом и
понимается как опыт самостоятельной деятельности на основе универсального
знания.
Фрагмент текста работы:
Слово «коммуникация» произошло от латинского слова
«communis», что означает «делиться»[1]. Таким образом, общение —
это деятельность по передаче информации посредством обмена сообщениями,
информацией и мыслями, такими как сигналы, визуальные эффекты, письмо или
поведение[2]. История коммуникации
восходит к древним временам, речь, которая произвела революцию в человеческом
общении, появилась около 200 000 лет назад; символы были разработаны около 30
000 лет назад при написании около 7 000. Коммуникация считается естественным
процессом для людей, поскольку они регулярно передают сообщения внешнему миру.
Без общения жизнь людей была бы совсем другой, поскольку общение имеет решающее
значение для роста и сохранения всего, что вас окружает[3].
Отношения между коммуникацией и человеческим обществом
огромны. За время своего длительного сотрудничества люди добились огромного
роста. Люди просто не смогли бы достичь такого уровня развития и роста без
общения. В нашем обществе все отношения и социальные связи полагаются на
общение.
Развитие этих процессов дало большой толчок развитию
человеческого общества. Это продолжающийся процесс, поскольку люди всегда хотят
разрабатывать новые методы и процессы коммуникации. В свою очередь, этот
процесс автоматически развивает человеческое общество.
Психолингвистические исследования понимания устной речи и
фонетические исследования процесса акустико-фонетического анализа, в принципе,
являются частью одной и той же общей области исследования. Обе дисциплины связаны
с аспектами процесса, с помощью которого ребенок-слушатель отображает звук на
смысл[4].
Следовательно, это подразумевает тесную зависимость между
ними[5]. Однако в прошлом между
двумя дисциплинами было мало прямых контактов. Исследования в области фонетики,
как правило, не уделяют много внимания более широкому функциональному
контексту, в котором предположительно работает процесс акустико-фонетического
анализа. Напротив, психолингвисты — даже те, кто работает над распознаванием
устных слов — склонны пренебрегать сложностями акустико-фонетического ввода в
изучаемые ими процессы. Мы можем считать само собой разумеющимся, что
психолингвистам следует уделять больше внимания акустико-фонетическим вопросам.
Утверждение, что фонетики должны уделять больше внимания психолингвистическим
вопросам, менее прямолинейно[6]. [1] Добрович, А. Б.
Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А .Б. Добрович — М. :
«Просвещение», 1987. — 205 с. [2] Леханова О.Л. Особенности понимания и
использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая
психология и логопедия. Дайжест. – 2007. — №5.- с. 23. [3] Соловьева
Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи
// Дефектология. -1996. — №1. — С.62-67. [4] Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и
невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский педагогический журнал. –
2009. — № 1. – с.1. [5]
Алехина
С.В. Принципы включения в образовательную практику // Аутизм и нарушения
развития. 2013. № 1 С. 40. [6]
Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. М .: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР,
1959. 496 с.