Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности речевого развития детей с ранним детским аутизмом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..…..2
Глава 1. Понятие аутизм…………………………………………………………..…5
1.1. Причины аутизма…………………………………………………………….5
1.2. Особенности речевого развития у ребенка с РДА…………………………8
Выводы по главе 1……………………………………………………………………12
Глава 2. Формирование речи у детей с ранним детским аутизмом………………14
2.1.Речевые нарушения при аутизме……………………………………………14
2.2. Этапы работы………………………………………………………….…….15
2.3. Методики для обучения речи 18
Выводы по главе 2……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………………29

 

  

Введение:

 

Тема данной курсовой работы является очень актуальной в настоящий период время. Каждый год, людей, больных аутизмом возрастант все большее колличество, и всем им необходима коррекционная помощь.
Ранний детский аутизм определяется и изучается учеными разнообразных дисциплин во всем мире на протяжениидолгого времени. Сущетствует множество мнений по поводу происхождения данного заболевания. Механизмов появления отклонения в развитии детей с аутизмом. А также путь и способы лечения, реабилитации.
Практика специалистов, которые подходят к решению проблем каждого ребенка и учетывают его индивидуальные особенности, получают положительный результат. Вынужденность системного подхода к лечению и обучению аутичных детей, доказывается многочисленными исследованиями в данной тематике, а также практикой зарубежных и отечественных психиатров, дефектологов, педагогов, психологов.
Существуют диагностические критерии, которые были разработаны специалистами-медиками:
1. Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное, по крайней мере, двумя показателями:
— заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, как-то: взгляд глаза — в — глаза, выражения лица, поз тела и жесты-с целью регуляции социального взаимодействия;
— неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
— неспособность испытать радость от того, от чего другие люди счастливы;
— отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.
2. Качественное нарушение коммуникации, представленное, по крайней мере, одним из следующих показателей:
— отставание или полное отсутствие развития разговорной речи (не сопровождающееся попыткой компенсации через такие альтернативные модели коммуникации, как жесты или мимика);
— у людей с адекватной речью заметное нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими;
— стереотипное использование языка или идиосинкратичная речь;
— отсутствие разнообразной спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития.
3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих показателей:
— адекватная деятельность по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов, которая является нарушенной либо по интенсивности, либо по направлению.
— явная, настойчивая приверженность специфическим нефункциональным ритуалам или заведенному порядку;
— стереотипные или повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или вращение пальцами, руками или комплекс движений телом);
— постоянные действия с частями предметов.
4. Отставание или нарушенное функционирование хотя бы в одной из следующих областей, которые начались до 3-х лет:
— социальные взаимодействия; речь, используемая в социальном развитии;
— речь при использовании в социальной коммуникации;
— символическая или творческая игра.
Ранее считалось, что 5 из 10 тысяч человек страдают аутизмом, но последние эпидемиологические исследования, проведенные с использованием диагностических критериев ДСМ 3-Р, дали результаты, вдвое превышающие предыдущие показатели:10 человек из 10 тысяч.
Человек, у которого имеется первазивное нарушение развития, также может быть и умственно отсталым, но это совсем другая проблема, существующая независимо от первазивного нарушения развития. Термин «первазивное нарушение» указывает на то, что нарушено что-то глубоко внутри и что это затрагивает человека в целом.
Цель: изучить особенности речевого развития у детей с аутизмом.
Задачи:
-рассмотреть понятие детского аутизма;
-особенность речи детей;
-рассмотреть методики для развития речи детей с аутизмом;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ранний детский аутизм — это общее расстройство в развитии, которого определяется наличием аномального или нарушенного развития. Заболевание проявляется в возрасте до трех лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.
Речь сложный, важный и очень трудный процесс для многих детей с аутизмом. В частых случаях, дети с аутизмом вообще не владеют речью сами, речь не приходит вовремя и учится трудно, требуется спецпомощь по всем асектам.
Данное заболевание проявляется в возрасте до трех лет. Всегда выявляются качественные изменения социального воздействия. Они выступают в качестве неадекватной оценки эмоциональных сигналов, что видно по отсутствию реакций на эмоции других людей и/или отсутствию модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; плохо используются социальные сигналы и незначительная интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения; особенно характерно отсутствие социо-эмоциональной взаимности. Также в форме отсутствия социального использования имеющихся речевых навыков; нарушений в ролевых и социально — имитационных играх. Низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия творчества и фантазии в мышлении. Отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональности и выразительности голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции, имеющее усилительное или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью. Это проявляется тенденцией жесткий и раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни. Обычно это относится к новым видам деятельности, а также к старым привычкам и игровой активности.
Помимо этих диагностических специфических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, например, страхи (фобии), нарушение сна и приема пищи, возникновение гнева и агрессивности. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Поэтому очень важно, вовремя и правильно начать коррекционное воспитание таких детей. Ведь чем раньше взрослые начнут организацию помощи, тем меньше травмирует данный фактор психику малыша, а значит и возможность стабилизации развития увеличится. Важно также учитывать, что такие дети не только требуют иного обучения и воспитания, но и эмоциональной поддержки и понимания.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты в проблеме развития речи при онтогенезе и при расстройствах аутистического спектра. Более сложную форму речевой деятельности представляет собой именно связная речь, где она носит последовательный систематический характер развернутого изложения.
При РАС речь, как отдельная функция, может развиваться нормально и даже в ускоренном темпе. По ее темпу развития может превосходить нормально развивающихся сверстников. Однако в скором времени отмечается обратный процесс, когда в трехлетнем возрасте речь таких детей медленно утрачивается, а затем может вовсе исчезнуть.
Во второй главе были рассмотрены методы коррекции уровня связной речи у детей с РАС.
Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.
При РАС, характерными признаками является стойкое нарушение речи, где резко ограничен речевой контакт. Иногда вплоть до полнейшего мутизма, своеобразные расстройства фонетики, не полное развитие лексико- грамматической стороны речи и изменения голоса с наличием высокой тональности. К концу фразы или предложения, продолжительное называние себя во втором и третьем лице и т.д.
Часто, дети с ранним детским аутизмом медленно понимают содержание деятельности, у них нет определенных навыков. Некоторые дети не осваивают азбуку, письмо, счет, но они получают другой продуктивный навык деятельности: лепка, рисовани, опыт в самообслуживании, правила поведения и коммуникации. Все это имеет важное знчение в социальной адаптации. Важно учесть и время, которое затрачивает ребенк для обучения определенных навыков. Дети требуют много времени для обучения, и прогресс замечается спустя определенное время. Дети развиваются, овладевают новыми знаниями и умениями. Основная задача педагога и родителей – поддерживать детей, учитывая их индивидуальные особенности развития.
Иногда аутичные дети показывают удивительные и неожиданные результаты работы. Часто они рано осваивают буквы, многие легко учатся читать. Нельзя игнорировать пользоваться навыком чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.
Речь выступает важным условием в развитии ребенка, в овладении им знаний и умений, а так же для возможности взаимодействовать вербально с другими людьми.
Речь является результатом согласованной деятельности всех психических процессов головного мозга.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие аутизм
Ранний детский аутизм (РДА)- расстройство, которое берет свое начало в результате разрушения формирования головного мозга, оно характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также
ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет
1.1. Причины аутизма
Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. В начале 50-х годов 20 века возникла гипотеза о психогенном (возникшем в результате травмы) происхождении отклонения. Сравнительные исследования семей с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, и семей с детьми, обладающими другими нарушениями развития, показали, что аутичные дети пережили не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей зачастую даже более заботливы и преданы им, чем родители других «проблемных» детей. Таким образом, гипотеза о психогенном происхождении раннего детского аутизма не получила подтверждения[15, c. 121]..
Современные методы исследования выявили множественные признаки недостаточности ЦНС у аутичных детей. Поэтому в настоящее время большинство авторов полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность ЦНС. Был выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но однозначных выводов пока нет. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью; хромосомными аномалиями; врожденными обменными нарушениями. Она может также оказаться результатом органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Американский исследователь Э. Орниц выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию синдрома Каннера. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например, врожденной краснухи или туберозного склероза[20, c.84-92] .
В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь [21, c.144].
До сих пор в Италии, Франции и Испании в кругах психоаналитиков сохранилась убежденность в том, что именно воспитание ребенка является причиной аутизма. В других европейских странах все большее признание получает представление об аутизме как нарушении, которое, скорее всего, сопряжено с целым комплексом генетических факторов. И благодаря этому в этих странах наблюдается серьезный прогресс в лечении и обучении аутичных детей, хотя широкий спектр нарушений по-прежнему затрудняет точную диагностику[3, c.112] .
Доната Виванти, президент организации Autism Europe и мать глубоко аутичных близнецов, прекрасно знает, насколько тяжело приходится родителям. В Италии вместо того, чтобы с помощью практических упражнений приучать детей к большей самостоятельности, их вместе с родителями отправляют к психоаналитикам. У Донаты три с половиной года ушло на то, чтобы добиться точного диагноза для детей, и по совету врачей она прошла с ними шестимесячный курс психотерапии. «Результат просто катастрофический, — говорит она. — В конце концов, семьям самим приходится искать выход» [13, c. 27].
Как только поставлен диагноз, можно двигаться к положительным результатам. В Голландии Инна Ван Беркелер-Оннес, специалист по лечебному обучению, разработала особый режим, который обращен к практическим нуждам ребенка в семье. Система, известная как Лейденская методика, включает в себя управление ассоциациями, благодаря чему дети начинают связывать определенные объекты с определенными каждодневными занятиями. Это очень важно, поскольку один из традиционных страхов аутичных детей — резкая, неожиданная смена деятельности, которая часто приводит к истерическому поведению[24, c.184] .
Фройке Локерсе использует Лейденскую методику со своим пятилетним сыном Томасом. В специальной школе Томаса научили, что, когда ему дают маленький зеленый пластмассовый диск, он должен перестать делать то, чем занимается в данный момент, и начать делать что-то другое. «Раньше это бы его расстроило, — говорит Локерсе, — он бы зашелся в крике, ему стало бы плохо, потому, что он не понимал, что произойдет дальше». Теперь Томас знает, что, когда ему дают диск, он должен подойти к шкафу, открыть верхний ящик и взять то, что там лежит. Чашка означает завтрак, сумка — что пора на улицу. «Он стал гораздо спокойнее, — рассказывает мать, — и мы в состоянии уделять больше внимания шестилетней Лауре. Наконец-то она может пригласить в дом друзей, и Томас не рвет в клочья их рисунки». Ван Беркелер-Оннес отдает себе отчет в том, что методика не всемогуща. «Вы не вылечите аутизм, но качество жизни человека с расстройствами улучшите».
Одна из многих загадок, связанная с аутизмом, состоит в том, что вероятность заболевания у мальчиков в 4 раза больше, чем у девочек, и у мальчиков в 10 раз чаще, чем у девочек, встречается синдром Аспергера. Кристофер Джиллберг, профессор психиатрии Готенбургского университета, который провел несколько весьма основательных исследований, считает, что подверженность мальчиков синдрому Аспергера преувеличена, поскольку у девочек, как правило, лучше, чем у мальчиков, развиты социальные и коммуникативные навыки. «Есть факторы, по которым можно судить, что соответствующие симптомы у девочек часто не распознают как признаки аутизма, — говорит он. — Некоторые из них порой воспринимают как преувеличенно мужские черты». К ним относятся и склонность к однообразным действиям, и навязчивые интересы, и пристрастия к определенным предметам[26, c. 47].
Ученые из Кембриджского центра исследования аутизма выдвинули недавно гипотезу о том, что избыточное количество мужского гормона тестостерона в матке может неблагоприятно влиять на развитие социальных навыков. Профессор психопатологии Саймон Бэрон-Коэн, глава центра, предположил, что «возможно, болезнь-это просто одно из возможных окончаний некоторого процесса. Другими словами, социальные навыки — тот же рост: одни люди ниже других, а какой-то момент вы доходите до уровня, после которого уже говорят о лилипутах. То же можно отнести и к аутизму».
Каждодневная жизнь аутичных людей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информации об аутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше и больше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание того факта, что родители не ответственны за недуг своих детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы