Курсовая теория на тему Особенности речевого развития детей цифрового поколения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ
особенностей речевого развития детей. 6
1.1. Феномен речевого развития
в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. 6
1.2. Психологические особенности
развития личности в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности речевого развития
детей цифрового поколения в структуре развития личности. 13
Список литературы.. 16
Введение:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ
особенностей речевого развития детей. 6
1.1. Феномен речевого развития
в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. 6
1.2. Психологические особенности
развития личности в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности речевого развития
детей цифрового поколения в структуре развития личности. 13
Список литературы.. 16
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследования. В последние несколько десятилетий обострилась проблема задержки речевого развития у детей, все чаще к специалистам обращаются
родители с ребенком 3 лет, который еще не говорит. Малая часть соответствует советским
нормативам: в 1 год- 10 слов, в 1,5- первая фраза, к 2- словарный запас 200-300
слов. Безусловно, на задержку речевого развития
у ребенка влияет масса факторов,
давайте их распределим по условным группам:
1) Генетика, особенности
перинатального развития (сюда же вкладываются и более широкие проблемы с экологией
в мегаполисах);
2) Органические нарушения
мозга (например, непосредственно речевых зон); отсутствие слуха у ребенка; другие
варианты дизонтогенеза сочетанные с этими нарушениями (УО, РАС и др.);
3) Социальная ситуация
развития ребенка;
4) Качественная трансформация
самого становления речи, как психической функции (изменение гетерохронности развития
связанной с виртуальной реальностью гаджетов).
Социальная ситуация
развития должна сложиться так, чтобы ребенку захотелось выразить свою мысль, коммуницировать,
обменяться информацией с ближайшим окружением.
Не возникает или не может реализоваться потребность говорить в
следующих ситуациях:
а) Гиперудовлетворение потребностей ребенка.
Ребенок оснащен игрушками и гаджетами, весь мир ему уже предоставлен, мать гиперопекает,
окружает пристальным вниманием и заботой. Зачем такому ребенку говорить, если его
понимают и без слов.
б) Давление на потребности ребенка. Часто
встречается в неблагополучных семьях, с вариантом авторитарного стиля воспитания,
где желание пресекается и инициатива наказуема.
в) Минимизация внешнего опыта для формирования потребности.
Конечно, научение — это прежде всего бессознательное копирование, повторение за
другими. Молчаливые семьи; цифровой прогресс- мама в телефоне, а ребенок в планшете;
изменение культуры совместных игр на детских площадках (особенно в мегаполисе),
приводит к тому, что ребенок меньше слышит обращенную к нему речь.
В век цифрового
прогресса и продвинутых методик раннего развития гетерохронность развития психических
функций получает риск смениться дисгармоничностью. Каждая психическая функция, как
учил нас П.Я. Гальперин, проходит несколько
этапов становления, от наглядно-действенной (потрогать руками, взаимойдейстовать
в материальном мире), к наглядно-образномй (представить то, что потрогал в виде
картинки), к асбтрактно-логической (оперировать символами, в частности речевыми,
без привязки к внешнему).
Легкодоступность
информации в виде образов (которые превалируют в гаджетах):
а) лишают ребенка
важного элемента познания мира- наглядно- действенного, этот сенсорный опыт сменяется
использованием одного пальца для вождения им по экрану;
б) увеличивают
объем и легкость получения информации в виде быстро сменяющихся картинок, так искусственно
расширяют кругозор ребенка, без прикладывания им усилий (формируют пассивность в
реальной жизни);
в) выводят речь
из процесса познания, как необходимого его элемента, таким образом трансформируют
сам процесс когнитивного развития (для достижения абстрактно-логического уровня).
Большое количество
имеющейся информации у детей не приводит к увеличению словарного запаса, напротив,
активный словарь детей достаточно ограничивается. На низком уровне развития находится
связная речь. Мышление образно-символическими блоками создает трудности в вербализации,
в переводе «аналоговой» невербальной информации в «дискретную», вербальную. Дети
испытывают затруднения в подборе слов для выражения своей мысли, поверхностно понимают
тексты, а в ряде случаев повторяют запомненные текстовые фрагменты или фразы без
их осмысления.
Информированность
детей, большие объемы кратковременной и долговременной памяти, образно-символическое
мышление, освобождают ребенка от помощи речи для познания мира.
Методологическое
основание исследования составляют:
— положение Л.С. Выготского о
единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
– положение о деятельностном подходе
(Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.П. Леонтьев);
– положение о переходе
(интериоризации) внешней деятельности во внутренний план в процессе обучения
(теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина);
– исследования по проблеме речевого
развития детей с общим недоразвитием речи и формирования
интонационно-выразительных средств у дошкольников с речевыми нарушениями (Е.Э.
Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова,
А.Н. Полозова, Е.Е
Шевцова).
Объект
исследования: речевое развитие детей цифрового
поколения.
Предмет
исследования: особенности речевого развития детей
цифрового поколения.
Цель
исследования: изучить особенности речевого развития
детей цифрового поколения
Задачи
исследования:
1. Изучить феномен
речевого развития в исследованиях зарубежных и отечественных психологов
2. Проанализировать
психологические особенности развития личности в дошкольном возрасте
3. Охарактеризовать
особенности речевого развития детей цифрового поколения в структуре развития
личности
4. Описать и обосновать
особенности речевого развития детей цифрового поколения
5. Провести эмпирическое
исследование особенностей речевого развития детей цифрового поколения
6. Провести анализ и
интерпретировать эмпирически полученные результаты исследования особенностей
речевого развития
Гипотеза
исследования: у детей цифрового поколения встречаются
затруднения и задержка речевого развития, обусловленные заменой живого общения
цифровыми приспособлениями.
Методы
исследования: теоретический
анализ педагогической,
психологической и методической
литературы.