Курсовая теория на тему Особенности реализации модульного подхода в обучении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Технология
модульного подхода в обучении. 6
1.1. Краткая история и общие характеристики модульного
обучения. 6
1.2. Понятие и специфика
модульного обучения. 8
Глава 2. Реализация модульного подхода в обучении. 11
2.1. Организация учебной работы.. 11
2.2. Реализация модульного подхода в образовательной среде
учебного занятия 14
Заключение. 18
Список используемой литературы.. 20
Введение:
Актуальность работы. Модульное
обучение является одной из наиболее перспективных систем обучения, так как оно
лучше всего адаптировано к системе развития познавательных и творческих
способностей учащихся. В традиционном образовании цели обучения выражаются
через педагогическую деятельность, то есть образование, в то время как
модульное обучение выражается через деятельность учащихся и направлено на
профессиональную деятельность.
Модульное
обучение обеспечивает пошаговое обучение посредством всеобъемлющей
классификации учебных программ. То есть можно будет индивидуализировать
преподавание. Переход к модульному обучению имеет следующие цели:
—
обеспечение непрерывности обучения;
—
индивидуализация обучения;
—
создание достаточных условий для самостоятельного изучения учебного материала;
—
интенсивность обучения;
—
достижение эффективного усвоения предмета.
Модульное
обучение имеет следующие преимущества: почти все ученики работают
самостоятельно, достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности —
закрепляют знания по определенной теме; работая максимум времени
самостоятельно, ученики учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это
дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень
освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти
пробелы.
Блочно-модульный
подход как нельзя лучше сочетает традиционные и нетрадиционные методы обучения,
соответствуя тем требованиям, которые обычно предъявляются дидактикой к
обучению.
Блочно-модульное
обучение в системе образования характеризуется внедрением в учебный процесс
новых методов и приемов обучения, которые в настоящее время практикуются во
всем мире.
В
то же время цель учебного процесса должна планироваться заранее. Одна из целей
состоит в том, чтобы сделать среду обучения комфортной и неутомительной, и
учащийся должен осознать, что он или она обладает достаточным интеллектуальным
потенциалом, чтобы полностью понять тему занятия, чтобы процесс обучения стал
продуктивным.
Благодаря
блочно-модульному обучению все ученики принимают активное участие на занятии, а
также понимают, что они могут полагаться на то, что они уже знают, думают,
используют и развивают.
Каждый
ученик вносит свой вклад в результат совместной работы. Ученики делятся опытом,
знаниями, навыками, идеями, идеями, идеями и способами ведения дел.
Объект исследования – процесс
реализации модульного подхода в обучении.
Предмет исследования – модульный
подход в обучении.
Цель исследования – изучить
особенности реализации модульного подхода в обучении
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить краткую историю и общие
характеристики модульного обучения;
2.
определить понятие и специфику модульного обучения;
3.
проанализировать организацию учебной работы;
4.
рассмотреть особенности реализации модульного подхода в образовательной среде
учебного занятия.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что задача современной подготовки в школе не
только в том, чтобы ученики обладали способностью запоминать и излагать
информацию, но и в том, чтобы научить их осваивать свой и общественный опыт,
сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций.
Решению
этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии
обучения.
Модульное
обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания
обучения и организацию работы учащихся с полными логически завершенными
учебными блоками.
Основное
понятие этой технологии – модуль (логически завершенная часть учебного
материала, с контролем знаний и умений учащихся).
Модуль
состоит из:
1)
целевой план действия;
2) банк информации;
3)
методическое руководство по достижению дидактических целей.
В
теории и практике модульного обучения приводится соотношение практического
материала к теоретическому в модуле – 80% к 20%. Существует три типа модулей в
соответствии с принципом целевого назначения:
1)
познавательные;
2)
операционные;
3)
смешанные.
Основная
форма контроля в модульной технологии обучения – тест.
Эта
система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика
– напряженного труда.
При
этом приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности
школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.
Можно
выделить следующие достоинства и недостатки модульного обучения.
Достоинства:
1.
возможность оперативного изменения содержания модуля;
2.
осуществление индивидуализированного обучения на основе дифференциации
содержательной учебной информации;
3.
обеспечение формирования более прочных знаний, умений и навыков;
4. большая часть самостоятельной работы обучающихся
вплоть до самообучения.
Недостатки:
1.
трудоемкость подготовки модулей по различным предметным областям;
2. внедрение технологий модульного обучения
приводит к увеличению нагрузки педагогов на 25-30%;
3.
технологии модульного обучения не решают психологических целей
профессионального обучения
Фрагмент текста работы:
1.1. Краткая история и общие характеристики модульного
обучения
Модульное
обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся
социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения
профессиональным умениям в относительно короткий период.
Были
детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их
теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике
безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью
модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и
профессиональному обучению.
И
только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и
профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать
техническое и профессиональное обучение на модульной основе.
В
нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам
исследователя П.А. Юцявиченеи ее обучающихся[1].
Авторы
исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных
условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения,
приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой
подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по
индивидуальной учебной программе[2].
В
последнее время всё большее внимание уделяется развитию самостоятельности
обучающихся. Они под руководством педагога добывают знания самостоятельно,
работают с учебником, карточками дополнительной литературы[3].
Большое
место в развитии самостоятельности может занять новая модульная технология.
Возможности модульного обучения велики, так как благодаря ей центральное место
в системе «педагог — обучающийся» занимает обучающийся. В модульном обучении
применяется самооценка, которая приучает обучающийся объективно оценивать свои
способности, результаты своего труда[4].
При
традиционном обучении обучающийся поставлен в условиях вольного выбора
деятельности и чаще всего в условиях отсутствия деятельности, обучающиеся
быстро утомляются и часто нарушают дисциплину.
Модульная
технология обучения позволяет определить уровень усвоения материала и быстро
вывить пробелы в знаниях.
Модульное
обучение – кардинальное изменение с реализацией системного подхода учебного
процесса.
Эффективное
обучение предполагает такую организацию обучения, при котором обучающийся сам
оперирует учебным содержанием. Материал при этом усваивается осознанно и прочно[5].
Термин
«модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России.
Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако
сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом. [1] Юцявичене, П.А. Принципы
модульного обучения/ П.А. Юцявичене. // Советская педагогика, 1990. -№ 1. С.
55-56. [2] Кропотова Н.А. Технология
модерации как основа проведения интегрированных практических занятий. / Н.А.
Кропотова, И.А. Легкова, А.В. Топоров. // Сборник научных трудов по материалам
Международной научнопрактической конференции «Современные тенденции в науке,
технике, образовании» в 3-х частях. ООО «Новаленсо». — Смоленск. — 2016. — С.
59-60. [3] Бабко, Г.И. Модульные технологии
обучения. Теория и практика проектирования / Г.И. Бабко. — М.: РИВШ, 2010. —
211 c. [4] Кропотова Н.А. Формирование
компетентного специалиста для работы в экстремальных условиях. / Н.А.
Кропотова. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 54. — Т. 2. — С.
293-296 [5] Принципы модульного обучения в
отечественном и зарубежном опыте / А. С. Петренко // Мир образования —
образование в мире. — 2015. — № 1 (57) — С. 63-69.