Курсовая теория на тему Особенности реализации конституционного принципа разделения властей в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1.
Роль принципа разделения властей в управлении государством
1.2.
Сущность системы сдержек и противовесов
2.
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1.
Законодательная власть в Российской Федерации
2.2.
Исполнительная власть: система и функции
3.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ
3.1.
Проблемы реализации принципа разделения властей в России
3.2.
Пути совершенствования применения принципа разделения властей в России
Введение:
В большей части случаев
демократическое государство ассоциируется с равноправием существования всех его
институтов. Одним из основополагающих принципов демократической организации
государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного
развития человека является принцип разделения властей.
Данное положение обусловлено
теорией разделения властей, начала которой были положены целой плеядой известных
философов. В чем заключается сущность данного государственного устройства?
Чтобы развернуто ответить
на этот вопрос, требуется не только понять суть, а также раскрыть основные вехи
ее развития. Три ветви власти и обязательность их практического разделения были
разработаны еще исследователями Средневековья. Несомненно, данная теория
сохраняет актуальность и в настоящее время. Принцип разделения властей является
одним из основополагающих принципов демократической организации государства,
важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития
человека.
В своем классическом виде теория разделения властей была
сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для
обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти —
законодательная, исполнительная и судебная — должны осущ-ся различными
органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.
Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно
одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно,
кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы
ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из
них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.
В конституциях множества,
практически всех государств закрепляется положение о том, что власть делится на
три ветви. Первая – законодательная, вторая – исполнительная, и третья –
судебная власть. В России данному вопросу посвящается ст. 10 Конституции.
Целью данной курсовой
работы выступает рассмотрение сущности принципа разделения властей.
В соответствии с поставленной
целью в работе предполагается решить ряд следующих задач:
— охарактеризовать
понятие и оценить роль разделения властей в управлении государством;
— проанализировать
сущность системы сдержек и противовесов;
— рассмотреть сущность и
полномочия законодательных органов государственной власти;
— рассмотреть систему и
функции исполнительной власти;
— рассмотреть системы и
функции судебной власти;
— проанализировать
проблемы реализации принципа разделения властей в России;
— предложить пути решения
указанных проблем;
— на основании
проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объект исследования – система отношений,
которые связаны с принципом разделения властей. Предметом исследования выступают
функции и полномочия трех ветвей власти.
Теоретико-методологическую
и информационную базу исследования составляют труды российских исследователей относительно
вопросов сущности принципа разделения властей.
Автор использовал такие
научные методы как обобщение, синтез, анализ.
Структура работы обусловлена
поставленными в ней задачами и включает в себя введение, пять разделов основной
части, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Одной из актуальных правовых
тем на современном этапе становления Российского государства выступает принцип
разделения властей. Длительное время данная тема не находила выражения в
процессе формирования государственных структур России, потому ее изучение
началось относительно недавно. Начало утверждения принципа разделения властей относится
к эпохе организации и становления государственной власти России в качестве
конституционного, демократического, правового государства. Ст. 10 Конституции России
закрепляет один из фундаментальных для основания и существования правового
государства – принцип разделения властей, который предполагает утверждение
политического демократического режима при наличии условия деления единой власти
государства на различные и самостоятельные по назначению ветви.
Существование трех важнейших
функций власти государства, а именно исполнительной, судебной и законодательной
утверждает их самостоятельное выполнение определенными организациями власти
государства. Следовательно, сосредоточение данных трех функций в одних руках ведет
к неограниченному сосредоточению власти у владеющего ей учреждения, формируя
условия для утверждения политического диктаторского режима. Реализация одной из
трех функций государственным учреждением подразумевает взаимоограничение и
взаимодействие в собственных полномочиях с иными органами государства.
Такие взаимоотношения именуются
системой сдержек и противовесов. Принцип разделения властей свойственен лишь демократическому
государству, ни в феодальном, ни в рабовлдельческом государстве он не может
соблюдаться, поскольку собственно принцип подразумевает присутствие
экономически самостоятельного собственника, ключевого представителя социума, обладающего
определенными социально-политическими правами.
Принцип разделения
властей в его сегодняшней трактовке содержит два взаимозависимых компонента —
попытка ограничения власти и законность. Данные компоненты образуют единое
целое. По-прежнему он ориентирован на то, чтобы избегать абсолютизации одной
власти. Следуя этому, ни одна из ветвей власти государства не должна вторгаться
в полномочия иной власти, или даже соединяться с другой властью.
Взаимодействие всех
ветвей единой власти государства требуется для оптимального функционирования собственно
государства. Принцип разделения властей в сегодняшней России признается,
конституционно закрепляется и применяется для формирования и функционирования
институтов государства. Однако система сдержек и противовесов не сформирована в
полной мере. Формирование нормально функционирующего механизма сдержек и
противовесов — одна из наиболее значительных проблем России. Характерной чертой
Конституции России выступает то, что глава государства не включается ни в одну
из ветвей общегосударственной власти, он словно находится над ними, играя роль
арбитра, гаранта обеспечения гармоничного взаимодействия и функционирования
органов власти государства.
Такое мнение тесно связано с другой позицией, в соответствии с которой
выделяется четвертая ветвь власти — «президентская», что, несомненно, входит в
противоречие с Конституцией России, а именно ст. 10, где закрепляется принцип
разделения властей на судебную, исполнительную и законодательную.
Следовательно, практическое претворение в жизнь принципа разделения
властей в нашей стране происходит с большим трудом. Однако вместе с проблемой
определения места Президента России в системе учреждений власти государства и,
соответственно, отнесения его к какой-либо ветви власти присутствует множество
других проблем.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ
§ 1. Роль принципа разделения властей в управлении государством
Принцип разделения властей — один
из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен
в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.[1]
Основная цель разделения властей – недопущение
узурпации, монополизации власти в пределах одного ведомства либо органа,
которая приводит к деспотии, подавлению свобод и прав граждан. Законодательные,
исполнительные и судебные органы являются самостоятельными и не зависимыми друг
от друга; чиновник не имеет права в одно и то же время занимать должности в различных
ветвях власти, взаимно контролирующих, сдерживающих друг друга; вмешательство
одной властной ветви в полномочия другой является недопустимым. Притом
формирование системы взаимоконтроля и сдерживания трех ветвей власти не может
исключать их взаимодействия, сотрудничества при разрешении общих проблем или
задач.[2]
Система разделения властей содержит: четкие
разграничения полномочий и предметов ведения между властными ветвями; взаимоконтроль,
систему противовесов и сдержек; координацию деятельности и взамодействие всех
ветвей власти. Разделение властей выступает одним из самых важных
демократических принципов, который направлен на профилактику узурпации власти
государства и использования ее с ущербом для публичных интересов.
Рассматриваемый принцип в настоящее время выступает
одним из важнейших конституционных принципов всех демократических стран, он
представляет собой систему норм конституционного права, которые регламентируют
разделение власти на судебную, исполнительную и законодательную.
Данный принцип является правовой структуризацией
государственной власти в России и включает в себя разделение власти в
государстве на законодательную, судебную и исполнительную, что не может лишить власть
в государстве ее важнейшего качества – единства и целостности. Вместе с тем,
полномочия разделенной власти являются формами структуризации государственной
власти в соответствии с рассматриваемым принципом.
В юридической науке понятие «разделение» относительно власти
государства используется в двух значениях: в соответствии с одним из них, самым
распространенным, он используется в целях обозначения разделения власти в
государстве на законодательную, судебную и исполнительную, второе значение заключается
в том, что термин используется в целях характеристики разделения власти в
государстве между федеративным государством и его элементами, то есть в теории
федерализма – как «разделение власти».[3]
Относительно данного принципа в классическом
понимании, где говорится о трех ветвях власти в государстве, есть два
противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые
соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и
парламентской. Под «разграничением властей» понимается строгое, абсолютное
отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции
другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах,
относящихся к различным ветвям власти. Сущность «разделения властей» состоит в
том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и
независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы
пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в
какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга.[4]
Необходимо отметить, что закрепление принципа разделения властей в качестве
основы организации государственной власти является важным показателем признания
Россией общедемократических ценностей.
Анализ разделения властей предполагает изучение этого
феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о
разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о
разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления
сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового
государства.
Разделение властных функций проходит по несущим
конструкциям государственного управления: законодательный представительный
орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество;
исполнительный в лице главы государства и правительства – на практическое
осуществление законов; судебный орган – на улаживание конфликтов и споров.
Силовое вторжение одной из ветвей власти в сферы деятельности иной может повлечь
смешение функций и как результат – ослабление авторитета власти в целом.
[1]
Краснов Ю. К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю. К.
Краснов // Право и управление. XXI век. — 2005. — № 1. – С. 81
[2] Воробьева Н. Как разделить власть! Из опыта
современных Федеративных государств // Российские вести. – 2013. – 9.04. – С.
31–32.
[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе – М.: Инфра, 2012. – С. 351.
[4] Козлова Е.Н. Конституционное право России./ Е.Н
Козлова., О.Е Кутафин – М.,2016. – С 162.