Курсовая теория на тему Особенности развития восприятия у дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия и его роль в развитии у детей с ЗПР 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 5
1.2 Особенности восприятия дошкольников с ЗПР 11
1.3 Коррекционная работа по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 19
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Введение:
Актуальность темы. Исследование индивидуальных особенностей восприятия является теоретически и практически весомым для осуществления диагностики уровня перцептивно-когнитивного развития у детей, поскольку познавательная деятельность ребенка и развитие наглядно-образного мышления зависят от способности распознавания истинного признаков предметов и явлений окружающей среды, то есть от индивидуальных особенностей состояния восприятия.
Разработке нового диагностического инструментария для определения степени нарушений перцептивно-когнитивного развития детей на основании оценки состояния восприятия были посвящены научные исследования Т. Дегтяренко с соавторами [5, 12].
Восприятие является совокупностью психофизиологических и нейродинамических процессов, которые обеспечивают построение и создание зрительных образов, что имеет ведущее значение в обеспечении познавательной деятельности ребенка.
В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, не достаточно представлены показания, которые раскрывают важные вопросы взаимосвязи перцептивно-когнитивного и психомоторного развития детей по результатам комплексного психофизиологического обследования.
Объективные параметры интегральной оценки психофизиологического статуса детей выступают валидными критериями диагностики состояния перцептивно-когнитивных функций и психомоторики, что обусловило целесообразность их использования в широком спектре ситуаций: оценка состояния перцептивно-когнитивного и психомоторного развития в онтогенезе; своевременное выявление нарушений в интеллектуальной сфере; определение двигательных качеств у ребенка; определение эффективности проведения патогенетически ориентированного коррекционно-развивающего обучения [6, 7].
ЗПР представляет собой задержку или неполное развитие психики, зачастую оказывается в трехлетнем возрасте, но иногда возникает и у детей дошкольного возраста.
Существует множество причин, по которым может возникнуть ЗПР, но все из них еще не изучены до конца. Факторы, которые могут влиять на развитие ЗПР делят на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
Они могут действовать в период развития плода в утробе матери, и в первые месяцы или годы жизни малыша.
Изучению восприятия, его специфических свойств и типов посвящены работы Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, П.Я.Гальперина, А.В .Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других.
Нарушения перцептивной и речевой сфер у детей ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации (О.В.Алмазова, А.В.Закрепина, И.Г.Корнилова и другие).
Данной проблемой также занимались Е.Д Хомская, Л.И Переслени, Т.А Власова, Г.С. Шевченко, У.В. Ульенкова, Безруких, М. М., Захарова, Е. А., Горелов И.Н., Лагутина С. А., Стужук Ю. О., Лисенкова, В. П., Любимов, В. В.
Цель исследования – изучить особенности развития восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР.
2.Рассмотреть особенности восприятия дошкольников с ЗПР.
3. Проанализировать и привести примеры коррекционной работы по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – дети с ЗПР.
Предмет исследования – Особенности развития восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, основной главы, заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Восприятие (от латинского perceptio) — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации для представления и понимания представленной информации или окружающей среды.
Любое восприятие включает в себя сигналы, проходящие через нервную систему, которые, в свою очередь, являются результатом физической или химической стимуляции сенсорной системы. Например, зрение включает свет, поражающий сетчатку глаза, запах опосредуется молекулами запаха, а слух-волнами давления.
Восприятие-это не только пассивное получение этих сигналов, но и формирование их в процессе обучения, памяти, ожидания и внимания получателя.
Психолого-педагогическое исследование свидетельствует о том, что у детей с задержкой психического развития способности восприятия формируются медленно и имеют качественное своеобразие. Именно выпадение отдельных элементов формирования полноценной познавательной деятельности, разнообразие причин и их последствий, большой диапазон по времени усвоения познавательного материала, разнообразие возникновения задержки по возрастным срокам и ее характер вызывают затруднения в точном определении данных уровня восприятия детей данной категории. Диагностирование уровня развития восприятия у детей с задержкой психического развития позволяет определить специфику этого процесса. Для дошкольников данной категории характерны следующие особенности в формировании восприятия:
на низком уровне находится как восприятие цвета, так и знания сенсорных эталонов;
недостаточная концентрация внимания при принятии инструкции и выполнении заданий;
низкий уровень ориентировки в задании даже при наличии наводящих вопросов и повторных инструкций;
значительно более длительное время по сравнению с нормой, не умеют соотносить цвета с образцом, выбирать цвет, ориентируясь на словесную инструкцию;
самостоятельное называние формы, предмета в устной речи обусловлено низким уровнем осознанности и запоминание, поэтому долгое время не знают названий форм и предметов;
использование незначительного количества цветов в процессе самостоятельного рисования, часто случайно выбранных, не соответствующих цвету реального предмета;
у половины дошкольников с ЗПР не ориентируются на помощь педагога и не исправляют ошибок;
осложнения при восприятии помощи вызваны заниженным уровнем познавательной деятельности.
Восприятие детей с ЗПР характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. В них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому им трудно постичь значение воспринимаемого. У таких детей сужен объем восприятия, что затрудняет им ориентировку в малознакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия негативно сказываются на успешности обучения (не придерживаются линий строки, возникают трудности при написании элементов букв, в по сложном чтении, в расположении предметов в пространстве и т. п.). Для совершенствования восприятия следует использовать полезные занятия по рисованию, лепка, конструирование, спортивные игры и физические упражнения.
У детей с ЗПР в дошкольном возрасте опоздание формирования психических и физических функций влечет за собой формирование поверхностных, отрывочных представлений об общепринятых человечеством эталонах восприятия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия и его роль в развитии у детей с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Строго говоря, в современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим. Но это не означает, что его не существует, просто ЗПР разделена на разные рубрики (например, расстройства развития языка и речи, расстройства развития учебных навыков расстройства развития моторных функций, смешанные специфические расстройства психического развития) и входит в раздел, который называется » Расстройства психологического развития «. Однако для удобства часто все эти сложные рубрики заменяются тремя буквами — ЗПР. Так стоит ли бояться этой аббревиатуры?
Родителям нужно знать, что задержка психического развития (ЗПР ) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих расстройств, то есть, при продуманной реабилитационной и коррекционной работе прогноз развития ребенка относительно благоприятный.
Выделяют первичную и вторичную задержку психического развития. Дети с первичной задержкой психического развития обычно не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, врожденное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы, характерных для вторичной ЗПР (задержка происходит из-за врожденного недоразвития зрения или слуха). Здесь мы будет говорить о первичной задержке [4,c.89].
Как правило, основные трудности эти дети испытывают в социальной (особенно школьной) адаптации и обучении, вследствие незрелости эмоционально -волевой сферы. Именно она является наиболее ярким признаком ЗПР: ребенку крайне трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.