Курсовая теория на тему Особенности развития воображения у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения у младших школьников 5
1.1.Понятие воображения, его виды и уровни развития 5
1.2.Возрастно-психологические особенности младших школьников 8
Вывод……………………………………………………………………………..15
Глава 2. Теоретический анализ методов исследования и развития воображения младших школьников 16
2.1.Методы исследования особенностей воображения младших школьников 16
2.2. Методы развития воображения 20
Вывод……………………………………………………………………………..31
Заключение 32
Список литературы 33
Введение:
Актуальность данной курсовой работы состоит том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Также, актуальность данной проблемы подтверждается тем фактом, что по результатам исследований психолога Л.С. Выготского, развитие воображения, речи и мышления способствует правильной и успешной учебной деятельности, а также определяет саморазвитие личности человека. Психические процессы являются неотъемлемыми составляющими любой деятельности человека, его поведения в целом. Они выступают в качестве предпосылки для изучения нового материала, во многом определяющего успех учебной деятельности в школе.
Важность изучения воображения сегодня признают психологи, педагоги и родители учеников. Вместе с тем феномен успеваемости заслуживает особого внимания в течение длительного времени. Достижение как понятие означает степень успешности обучения школьников, усвоение ими знаний.
Развитие и совершенствование воображения будут более эффективными благодаря целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой расширение познавательных способностей детей.
Цель: Изучить особенности развития воображения у младших школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие воображения, его виды и уровни развития;
2.Проанализировать особенности воображения младших школьников
3.Изучить методы исследования и развития методов воображения младших школьников.
Объект: Воображение младших школьников.
Предмет: Особенности развития воображения у младших школьников.
Методы исследования:
1.Изучение научно-методической литературы;
2.Анализ полученных данных.
Заключение:
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.
Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Проведено исследование воображения как творческого процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.
Фрагмент текста работы:
Теоретический анализ проблемы развития воображения у младших школьников
1.1.Понятие воображения, его виды и уровни развития
Под «воображением» в современной психологии понимают психический процесс, который на основе имеющегося опыта позволяет человеку создавать образы в своем сознании.
Воображение не может функционировать без других важных психологических процессов. Воображение оказывает большое влияние на познавательную деятельность человека. С помощью воображения у нас есть возможность делать предположения о том, что произойдет в будущем, каким будет результат нашей деятельности.
Головной мозг — это орган, который отвечает за все процессы в психике человека, в том числе и за воображение. С физиологической точки зрения воображение — это аналитическая синтетическая работа мозга в результате, которой происходит образование новых системных связей [Лелеко А.А., 2015].
Воображение подразделяется на виды. По предмету воображения оно может быть эмоциональным, образным, словесно-логическим. По содержанию деятельности оно может быть художественным или техническим. По мере активности воображение подразделяют: на активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное. Воображение так же может быть абстрактным и конкретным, это зависит от характера образов. По результативности оно может быть воссоздающим (когда появляются образы, которые уже существуют в реальности) и творческим (когда появляются совершенно новые, еще не существующие образы). [Дьяченко О.М. 2014].
Воображение имеет ряд функций:
• представлять реальность в образах и применять эти образы для достижения целей
• уравновешивать эмоций
• регулировать познавательные процессы
• представлять план действий
• планировать деятельность и давать ей оценку
Психика человека имеет несколько уровней воображения.
1. Уровни воображения человека определяют отношение человека к процессу воображения. Уровни могут быть высшими и низшими. На низших уровнях воображение является непроизвольным, на высшем уровне воображение осознанное, человек понимает, каким образом в его сознании появляются те или иные образы. На низших уровнях воображение воплощается в непроизвольном изменении образов. Эта трансформация вызвана влиянием потребностей и влечений, которые являются для человека малоосознанными. В этом случаи образы спонтанно появляются перед воображением, человек при этом не прилагает собственной воли и не создает их. Такой вид воображения также носит названое пассивное воображение, его проявлением являются сны, галлюцинации, грезы, дремотное состояние. Одним из видов высшего уровня воображения является творчество. При этом процессе образы появляются благодаря усилию воли человека, затем они могут изменяться, исходя из его собственных целей. Эта форма называется активным воображением. Так же к высшему уровню воображения относится мечта. [Выготский, Л.С. 2014]