Курсовая теория на тему Особенности развития внимания у детей младшего подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ 5
1.1 Понятие «внимание», его виды, свойства 5
1.2 Возрастные особенности развития внимания младших школьников 8
РАЗДЕЛ 2. УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
ВЫВОДЫ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
Актуальность проблемы изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте происходит качественное новообразование характеристик внимания и других психических процессов.
Внимание является важной и необходимой предпосылкой для эффективного функционирования всех форм человеческой деятельности, особенно работы и обучения. Чем сложнее и ответственнее работа, тем выше требования к вниманию.
Внимание необходимо людям в повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание ученика — одно из важнейших условий успешной организации учебного процесса. Особенностью внимания детей младшего школьного возраста является его непроизвольный характер. Дети легко и быстро отвлекаются на внешние раздражители, которые мешают процессу обучения. Способность концентрироваться на изучаемом явлении также развита слабо. Они еще не способны долго удерживать внимание на одном и том же объекте. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к усталости. Внимание само по себе не имеет содержания; оно появляется в восприятии и мышлении. Это сторона всех когнитивных процессов сознания, а также сторона, где они проявляются как деятельность, направленная на объект. Чем активнее деятельность сознания, тем яснее представляется объект; чем яснее объект представляется в сознании, тем интенсивнее сознание. Сознание — это проявление отношений между сознанием и воспринимаемым им объектом.
Мы можем говорить о внимании или его отсутствии только в контексте практической или теоретической деятельности. Человек внимателен, когда направленность его мышления регулируется направленностью его деятельности, и эти два направления совпадают.
Внимание — один из когнитивных процессов человека, о сути и правах которого до сих пор нет единого мнения среди психологов, хотя его изучают уже несколько веков. Одна из доктрин гласит, что внимание не существует как отдельный, самостоятельный процесс, что оно служит лишь стороной или моментом других патологических процессов или деятельности человека. Другие считают, что внимание — это совершенно независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс со своими характеристиками, который нельзя свести к другим когнитивным процессам.
Действительно, внимание занимает особое место в системе патологических явлений. Он включен во все остальные психические процессы и функции как необходимый момент, и его невозможно отделить от них, выделить и изучить в «чистом» виде. Поэтому внимание часто изучается как бы сквозь призму других когнитивных процессов.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Тема исследования: диагностика внимания у детей младшего школьного возраста.
Исходя из этих целей, мы определили следующие задачи исследования:
— Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания в начальной школе.
— Теоретически, выявить конкретный возраст развития внимания у детей младшего школьного возраста.
— Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития внимания у школьников.
— Описать упражнения, игры для развития внимания детей младшего школьного возраста.
Теоретическая основа работы базируется на трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынина, Ю.Б. Дормашева, Р.В. Овчаровой.
Заключение:
На основании данного исследования можно сделать следующие выводы. Внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов человеческой деятельности, особенно работы и учебы. Чем сложнее задача и чем больше ответственность, тем больше требований к вниманию.
Внимание необходимо в повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми и в спорте. Внимание студента — одно из основных требований для успешной организации учебного процесса.
Результатом работы является то, что цель исследования достигнута — теоретически мы раскрыли особенности развития внимания у младших школьников. Мы заметили, что внимание — это направленность и концентрация нашего сознания на определенном объекте. На основе изучения психологической литературы мы охарактеризовали виды внимания.
Непроизвольное внимание — это концентрация сознания на объекте из-за его характеристик как стимула.
Непроизвольное внимание понимается как избирательная активность, направленная на контроль поведения и поддержание непрерывности.
Послеволевое внимание — это активная, направленная на цель сознательная концентрация, которая не требует высокого уровня заинтересованности в деятельности в результате волевых усилий.
Мы изучили свойства внимания.
К первичным относятся количество, стабильность, интенсивность, концентрация внимания и распределение внимания, а к вторичным — колебания и переключения внимания.
Мы изучили возрастные особенности развития внимания и заметили, что во время учебной деятельности учащихся возникают все виды внимания — непроизвольное, волевое, постпроцессуальное.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задача решена.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
1.1 Понятие «внимание», его виды, свойства
Сегодня понятие «внимание» имеет совершенно иное содержание, и поэтому ему даются разные определения. На самый емкий взгляд психолога Н. Ф. Добрынина, которых ученый достиг благодаря многолетним наблюдениям и экспериментальной работе, мы будем придерживаться в своей работе. Итак, Н. Ф. «Внимание — это концентрация и сосредоточение нашего сознания на определенном объекте. Традиционно внимание связывают прежде всего с очерчиванием поля восприятия, т.е. с организацией восприятия как такового, при котором человек воспринимает то, что хочет увидеть (услышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которую он получит. [1, c.76]
Внимание выбирает информацию для обработки. Центральный механизм обработки информации человека может одновременно обрабатывать только один объект. Фиксированное количество — основная характеристика внимания. Количество не может быть изменено тренировками и обучением. Порядок анализа окружающей среды (концентрация внимания) зависит от двух групп факторов:
Структура внешнего раздражителя (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);
структура внутреннего поля, определяемая активностью человека (степень новизны, интенсивность стимулов и т.д.).
Внимание сопровождается адаптивными движениями, но не ограничивается ими. Сущность внимания заключается в избирательном характере психической деятельности [4, с. 34].
В психологии традиционно принято делить внимание на добровольное и непроизвольное. Далее мы рассмотрим виды внимания с точки зрения различных психологов. Отличительной особенностью непроизвольного внимания является то, что оно возникает из-за особых свойств самого объекта для индивида. [2, c .16]
Непроизвольное внимание — это концентрация сознания на объекте из-за его характеристик как стимула.
Р. С. Немов называет непроизвольное внимание активным или волевым. Слово активный указывает на то, что инициатива в формировании непроизвольного внимания принадлежит субъекту, а слово волевой указывает на способ его формирования — за счет волевых усилий индивида. Он определяет волевое внимание как сознательно регулируемую концентрацию на объекте, которая не зависит от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств и заинтересованности в нем наблюдателя. Целью волевого внимания является достижение целей, которые были поставлены и приняты к исполнению. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание стабильной избирательной активности [1, с.13].
Постпродуктивное внимание — это активная, целенаправленная концентрация сознания, которая не требует волевых усилий со стороны высокой заинтересованности в деятельности. По словам А. Г. Платонова, постпроцессуальное внимание является высшей формой волевого внимания и возникает в ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но уже не требует волевых усилий. Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Он имеет сложную функциональную структуру, образованную взаимосвязью его основных свойств.