Курсовая теория на тему Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические аспекты развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
Особенности психического развития дошкольников с задержкой психического развития 5
Специфика развития внимания у детей с ЗПР 11
Особенности коррекционной работы по развитию свойств внимания у детей с задержкой психического развития 18
Заключение 32
Список литературы 33
Введение:
Актуальность. На современном этапе развития психолого-педагогической науки и педагогической практики приобретает актуальность проблема гуманизации образования, которая предусматривает активизацию роли личности в общественной жизни. Это возможно при условии научно обоснованного специального педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса. При этом достижению педагогических целей будет способствовать формированию у детей произвольных, регулируемых, форм внутренней (психической) и внешней деятельности и поведения. Особая роль в этом процессе отводится вниманию.
Успешность организации учебно-воспитательного процесса, является сложным и многогранным процессом, который зависит от состояния сформированности психических явлений, стартовая роль среди которых принадлежит произвольной форме внимания, благодаря которой не представляется возможным сосредоточение сознания на определенном объекте, без чего теряют смысл все следующие составляющие учебной деятельности. Особенно проблематичным оказывается использование внимания в указанной роли во время обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Проблема внимания достаточно актуальной как для общей, так и специальной педагогической науки. Трактовка сущности внимания осуществляется в контексте двух альтернативных направлений. Так, с одной стороны, внимание рассматривается с точки зрения ее интенциональной функции, которая проявляется в направленности психической деятельности и неразрывно связанной с познавательной и эмоционально-волевой сферами как динамическая характеристика любого психического. С другой стороны, внимание рассматривается с позиции регулирующей функции относительно деятельности и обеспечения ее эффективности.
Теоретические аспекты проблемы развития внимания в общей психологии и педагогике раскрывались в работах Б. Ананьева, Ю. Бабанского, М. Добрынина, Ю. Рождественского, И. Страховая и др. Учеными были исследованы вопросы сущности внимания (Л. Выготский, П. Гальперин, М. Добрынин, Н. Ланге, Т. Рибо, С. Спичак, В. Сухомлинского, Д. Узнадзе, К. Ушинский и др.); физиологических и нейрофизиологических механизмов функционирования внимания (П. Анохин, А. Лурия, И. Павлов, И. Сеченов, А. Ухтомский) возрастной динамики развития внимания (И. Баскакова, Н. Эффективная, Я. Коломинський, В. Крутецкий, М. Лила, А. Люблинская, В. Чяпас и др.) свойств внимания (Ф. Гоноболин, М. Добрынин, Т. Егоров, А. Запорожец, Ф. Королев, С. Рубинштейн, И. Страхов, В. Романов и др.)Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель исследования: Рассмотреть особенности внимания и специфику коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Объект исследования: дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности внимания у детей с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблемам детей с ЗПР.
2. Охарактеризовать особенности детей с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть особенности коррекционной работы по развитию свойств внимания у детей с задержкой психического развития.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка литературы (35 позиций). Общий объем курсовой работы 36 страниц.
Заключение:
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к «пограничной» формы нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как поврежденных, так и недоразвитых отдельных психических функций с сохраненными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости могут быть также различными.
У детей с задержкой психического развития отмечается: неустойчивость (колебания) внимания; пониженная концентрация; снижения объема, избирательность; повышенное отвлечение; пониженное распределение внимания; трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой.
У детей с задержкой психического развития внимание снижено, неустойчивое, детям сложно сосредотачиваться на одном объекте. Снижение устойчивости внимания может иметь различный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и постепенное ее снижение или сосредоточения внимания после некоторого периода работы, также могут наблюдаться периодические изменения напряжения внимания и ее спада в течение выполнение всей работы. Недостатки внимания детей этой категории связаны с низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности психического развития дошкольников с задержкой психического развития
Отмечается, что задержка психического развития (ЗПР) чаще всего проявляется, когда ребенок идет в школу. Она заключается в недостаточности общего объема знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, недостаточной интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой насыщаемости интеллектуальной деятельностью. Эти дети достаточно сообразительные в пределах имеющихся знаний, производительные, чем умственно отсталые дети, в использовании помощи. При этом в одних случаях на первом плане стоит задержка развития эмоциональной сферы, а у других — замедление развития интеллектуальной сферы [1; 2; 3].
Конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания, органическая недостаточность нервной системы резидуального или генетического характера [5].
Согласно классификации К.С. Лебединской по этиопатогенетическим принципу различаются основные формы задержки психического развития — церебрально-органического, психогенного, конституционного, соматогенного происхождения [31]. Этой же классификации придерживаются и многие отечественные ученых (Н. В. Ляшенко, Т. Д. Ильяшенко, Т.В. Сак, С. А. Тарасюк и др.). В то же время они существенно добавляют в каждый из вариантов данные об особенностях не только познавательной деятельности, психического развития детей в целом, но и социально-бытового ориентирования.