Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности развития внимания детей средний дошкольный возраст

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Определение и сущность понятия «внимание». Структура и виды внимания………………………………………………………………………………6

ГЛАВА2. Особенности развития внимания в онтогенезе 12

ГЛАВА 3. Развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

  

Введение:

 


Происходящие в современном обществе социальные, экономические и идеологические изменения опосредованно влияют и на познавательное развитие детей. Реформирование образовательной системы предполагает вариативность образования, обновление и апробацию новых технологий и форм работы. Между тем вопросы о путях развития внимания у детей дошкольного возраста до сих пор остаются дискуссионными, а от их решения зависит выбор стратегии развивающего обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов.

Проблема исследования внимания как познавательного процесса – одна из наиболее обширных в педагогике и психологии, поскольку, являясь индивидуально-психологической характеристикой, внимание отражает сложнейшие взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования к организации дошкольного обучения делают проблему исследования внимания как психического познавательного процесса особенно актуальной.

Изучением проблемы внимания занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, У. Джемс, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Н.Н. Ланге, Н.Н. Поддъяков,Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, и др.

Объект исследования: внимание как познавательный процесс.

Предмет исследования: внимание детей среднего дошкольного возраста и его развитие.

Цель исследования: изучение особенностей развития внимания детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературных и интернет-источников по проблеме изучения развития внимания в период дошкольного детства.

2. Рассмотреть специфику внимания как познавательного процесса: дать определение понятию«внимание», описать структуру и виды внимания.

3. Выявить особенности развития внимания в онтогенезе, в период среднего дошкольного возраста;

4. Проанализировать особенности развития внимания дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Методы исследования определяются поставленными задачами: теоретические: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования; синтез; обобщение, классификация.

Структура исследования определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Теоретический анализ литературных источников по теме работы позволил сформулировать следующие обобщения. Внимание можно классифицировать по характеру впечатления: чувственное, интеллектуальное, непосредственное и посредственное; по характеру деятельности: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное. Основные характеристики внимания: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Охарактеризованы особенности развития внимания в среднем дошкольном возрасте. Средний дошкольный возраст характеризуется увеличением устойчивости внимания, возрастанием объема и распределение внимания, что обусловлено возникновением автоматизированности действий ребенка. Появляется первичный элемент произвольного внимания: действие по правилу. Внимание детей 4-5 лет характеризуется непроизвольностью, ему присущи: слабая организованность, относительно небольшой объем, слабо сформированные свойства переключения и распределения внимания.

Отличительными особенностями развития внимания в дошкольном возрасте являются следующие: возрастание концентрации, объема и устойчивости внимания; формирование элементов произвольности в управлении вниманием; наличие опосредованности внимания; появление элементов послепроизвольного внимания.

Развитие внимания в образовательном процессе ДОО осуществляется в ходе познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, игровой, двигательной, коммуникативной. В качестве основных путей развития внимания служат: оптимальное соблюдение режима дня; рациональное чередование видов деятельности, применение внешних опор и словесных инструкций для обучения ребенка управлению вниманием; включение в режим дня специальных игр и упражнений на развитие всех свойств внимания; индивидуализация деятельности каждого конкретного ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ВНИМАНИЕ». СТРУКТУРА И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

По общепринятому в отечественной психологии определению, внимание представляет собой направленность психики (сознания) на определенные объекты, которые обладают для личности особой устойчивой либо ситуативной значимостью; это сосредоточение психики, которое предполагает наличие повышенной активности сенсорной, интеллектуальной и двигательной направленности [17, с. 267].

Под направленностью подразумевается избирательный характер осуществления познавательной деятельности, и выбор ее объектов в произвольном (преднамеренном) либо непреднамеренном порядке. Кроме того, избирательность предполагает и удержание и сохранение определенных образов в сознании.

Сосредоточенность (концентрация) предполагает углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности, акцентирование на объекте. Благодаря отвлечению от посторонних раздражителей и игнорированию побочной информации отражение объектов психической деятельности становится более отчетливым.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны друг с другом.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Оно выражается в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода и времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

У. Джемс, описывая феномен внимания, отмечал, что сознание представляет собой «поток» [5, с. 111]. Развитием представлений

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы