Курсовая теория на тему Особенности развития внимания детей дошкольного возраста с зпр.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенностей развития детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития. 5
1.2. Особенности развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития. 15
Выводы по
Главе 1. 20
Глава 2. Методы
диагностики и коррекции внимания у дошкольников с задержкой психического
развития. 21
2.1. Описание диагностических методик, ориентированных на
выявление особенностей развития внимания дошкольников с задержкой психического
развития 21
2.2. Описание методов коррекционно-педагогической
работы, направленных на развитие внимания дошкольников с задержкой
психического развития. 27
Выводы по
Главе 2. 34
Заключение. 35
Список используемой литературы.. 38
Приложение. 42
Введение:
Введение
В
настоящее время существует множество исследований, проводимых в области
коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященных детям с
задержкой психического развития, нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи,
эмоционально-волевой сферы и т.д. Психосоциальные показатели развития детей с
задержкой психического развития отражают наглядность представлений о
качественном отличии подобной категории детей от нормально развивающихся
сверстников. Такие дети являются промежуточным звеном на периферии между
умственно отсталыми и нормально развитыми сверстниками.
При
задержке психического развития отмечается недоразвитие внимания как психической
функции, особенно на уровне произвольности и осознанности, а также
недостаточной устойчивости и ограниченных возможностях его распределения. На
всех возрастных этапах развития ребенка с задержкой психического развития
отмечаются колебания внимания: трудности переключения и концентрирования,
устойчивости и распределения, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость,
что требует дальнейших разработок в области коррекционной педагогики и
специальной психологии.
Проблемами
исследования познавательной сферы детей с задержкой психического развития
занимались такие ученые, как К.С. Лебединская [8], В.В. Лебединский [9], В.И.
Лубовский [31], И.И. Мамайчук [10], Т.Д. Пускаева [17] и др., отмечавшие
специфику психического развития детей, и в особенности нарушений внимания, что
выявляется уже при первичном диагностировании.
В
специальной литературе имеются некоторые указания на наличие конкретных
нарушений внимания у детей с задержкой психического развития (К.С. Лебединская
[8], У.В. Ульенкова [25] и др.), на дифференциальные признаки проявлений
нарушений внимания (Л.И. Переслени [18] и др.), на природу и механизмы его
нарушений (В.В. Лебединский [9], А.Р Лурия и др.).
Объект исследования: развитие внимания детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: теоретическое рассмотрение вопросов диагностики и коррекции
внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель
исследования: теоретически обосновать эффективность
работы по коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую дошкольников с ЗПР.
2. Выявить особенности внимания у детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
3. Охарактеризовать основные методики диагностики и коррекции
внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Описать методы коррекционно-педагогической работы,
направленной на развитие внимания дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение научной
литературы.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, основную
часть, представленную двумя главами, заключение, список использованной
литературы, приложение.
Заключение:
Анализ научной литературы
по теме исследования позволил нам достичь цели и решить поставленные задачи.
Задержка психического
развития — это замедление темпа развития психики, выражающегося в нехватке
общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления,
преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной
деятельностью.
У старших дошкольников с
ЗПР отмечается дефилицитарность процессов познания: внимания, речевой
регуляции, мотивационно-целевой и игровой деятельности, эмоционально-волевой и
нравственно-этической сферы, мышления, памяти, восприятия, сенсорного развития,
саморегуляции поведенческой сферы.
В специальной
литературе имеются некоторые указания на наличие конкретных нарушений внимания
у детей дошкольного возраста с ЗПР (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф.
Марковская, М.С. Певзнер, Э.Я. Пекелис, УВ. Ульенкова и др.), на
дифференциальные признаки проявлений нарушений внимания (В.П. Мусина, Л.И. Переслени,
Г.М. Понарядова и др.), на природу и механизмы его нарушений с клинической,
нейрофизиологической и психологической точек зрения (В.В. Лебединский, А.Р
Лурия, И.П. Павлов, К.К. Платонов, и др.).
Внимание можно определить
как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические
особенности познавательной деятельности. В психолого-педагогических
исследованиях описаны следующие особенности внимания у старших дошкольников с
задержкой психического развития: неустойчивость, пониженная концентрация,
снижение объема, избирательности, распределения внимания; «прилипание»
внимания, повышенная отвлекаемость; отмечается сложность процессов
переключаемости внимания, что обусловлено инертным характером деятельности.
Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития обусловлены
функциональными и органическими нарушениями нервной системы. Наблюдаются
частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, что
создают предпосылки для проведения коррекционной работы, направленной на
преодоление недостатков внимания.
Наличие нарушений внимания у детей с
ЗПР доказывает, что их обучение требует необходимость проведения специальной
коррекционной работы, учитывающей как структуру дефекта, так и особенности
сферы познания и личностных особенностей. Развитие внимания у детей
с задержкой психического развития связано с включением в игровую, трудовую,
продуктивную, двигательную, коммуникативную деятельности. Пути и методы
формирования внимания: оптимальная организация режима дня; проявление
активности при познании предмета; рациональное чередование видов деятельности;
умеренность нагрузок; использование игровых и внешних опор.
Факторами развития
внимания являются: структура организации деятельности; темп ведения занятий;
последовательность и систематичность требований; смена видов деятельности; учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимопереход от произвольного
к непроизвольному вниманию; индивидуализация деятельности.
Анализ научных источников позволяет нам выработать
следующие рекомендации для поддержания устойчивого произвольного внимания у
дошкольников с задержкой психического развития. Прежде всего необходимо
создание следующих условия:
1. Ребенок с задержкой психического развития должен отчетливо
понимать конкретную задачу выполняемой деятельности.
2. Необходимо осуществлять деятельность обучающего
характера в привычных для ребенка условиях работы, с соблюдением постоянства
места, времени, рабочих принадлежностей. Это способствует четкой
структурированности процессов развития внимания, и создаст условия для лучшей
мобилизации и концентрации произвольного внимания.
3. Учитывать существование косвенных интересов,
поскольку сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но
у него существует устойчивый интерес к результату деятельности.
4. Создание благоприятных условий для организации
коррекционной работы на развитие внимания детей с задержкой психического развития: устранение негативно воздействующих посторонних раздражителей.
5. Способствовать тренировке произвольного внимания
(путем повторений и упражнений) для совершенствования наблюдательности у детей.
6. Включение обучающей игры как стимулятора высокой
степени развития внимания у детей с задержкой психического развития. Четкая
постановка задач, правил и действий в обучающей игре стимулирует
сосредоточенность детей.
7. Учет в упражнениях игровой направленности различные
постановки в требованиях задачи, (уметь выделять и помнить цель действия,
вовремя переключать внимание, сосредоточенность и устойчивость внимания).
8. Учитывать продуктивность выполнения задачи и
количество ошибок как главные показатели внимательности старших дошкольников с задержкой психического развития.
9. Учитывать возможные причины низкой
сосредоточенности внимания: недостаточная интеллектуальная активность и воля.
В качестве перспективы
дальнейшего изучения проблемы исследования является разработка коррекционной
работы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с целью
развития всех свойств внимания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития 1.1. Психолого-педагогическая
характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Психическое развитие ребенка является сложнейшим,
генетически детерминированным процессом, в результате которого происходит
последовательное созревание различных психических функций, опосредованных
воздействием факторов внешней среды.
В.В. Лебединским описываются основные нарушения психического развития:
необратимое психическое недоразвитие – олигофрения; задержанное психическое
развитие (может быть частично либо полностью обратимым); поврежденное — так
называемая деменция, свидетельствующая о предшествующем нормальном психическом
развитии ребенка; дефицитарное развитие; искаженное психическое развитие
(ранний детский аутизм); дисгармоническое психическое развитие (психопатии) [9].
Задержка
психического развития — это
замедление темпа развития психики, выражающегося в нехватке общего запаса
знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, доминировании
игровых интересов и неспособности продолжительно заниматься интеллектуальной
деятельностью [9].
ЗПР рассматривается в разделе «Нарушения
психологического развития» (F80- F89) — включенные в этот блок расстройства объединены
диагностическими критериями: начало развития в период младенчества или раннего
детства; задержка функций развития, обусловленных биологическим созреванием
ЦНС; тенденция к устойчивому течению, исключающему ремиссии и рецидивы, которые
свойственны психическим расстройствам; частота повреждений речи,
зрительно-пространственных навыков и координации движений; тенденция к
прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка (может наблюдаться
легкая недостаточность в