Курсовая теория на тему Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты
изучения внимания в психологической науке. 5
1.1. Анализ теоретических взглядов на проблему
внимания в классических психологических исследованиях. 5
1.2. Феномен внимания в
современной психологической науке. 15
ГЛАВА 2. Особенности развития внимания в дошкольном
детстве. 22
2.1. Особенности психического
развития ребенка в дошкольном детстве. 22
2.2. Особенности развития
внимания дошкольника. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 35
Введение:
Актуальность
исследования: в психологической науке внимание
классифицируется как познавательный процесс, а еще о нем, памяти и воображении
говорят, как об универсальных (неспецифических или сквозных) психических
процессах, поскольку, как поясняет В.В. Петухов, «они проходят как бы сквозь
любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются
необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему» [21]. Внимание не имеет собственного содержания, но определяет успешность
других психических процессов. Свойства внимания индивида (устойчивость,
концентрация, объём, распределение, переключение), сформированность его
произвольности, во многом детерминируют результативность любой деятельности
личности в целом.
Педагогам дошкольного образования необходимо знать особенности формирования
внимания. К.Д. Ушинский писал: «Внимание есть та дверь, которую не может
миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» [27]. Внимание дошкольников имеет определенные качественные особенности:
небольшой объемом, концентрацию, невысокую устойчивость, распределяемость. В специально
организованной учебной деятельности у детей развивается произвольное внимание,
они постепенно учатся выполнять задания самостоятельно, контролируя свои
действия. Дошкольный возраст — период, в
который начинает формироваться личность, когда происходит наиболее интенсивное
психическое развитие человека. К концу дошкольного
возраста формируется произвольное, опосредованное внимание, начинают появляться
элементы послепроизвольного внимания, значительно возрастает объем и
концентрация внимания.
Л. С. Выготский отмечал, что «…степень развития внимания в патологических
случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности
ребенка к обучению в школе» [4]. Внимание имеет огромное значение в
восприятии и понимании дошкольниками познавательного материала. Многие трудности
в обучении и воспитании непосредственно связаны с дефектами развития внимания.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выявили противоречие между
необходимостью развития внимания у дошкольников и недостаточной разработкой методов
и средств его.
Объект исследования: внимание как познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности
внимания в дошкольном детстве.
Цель исследования: выявить особенности развития внимания дошкольников.
Задачи
исследования:
1. Выявить основные
теоретические подходы к пониманию внимания в современной психологической науке.
2. Выявить особенности
развития внимания в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть
влияние внимания на развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
4. Обобщить и
систематизировать результаты теоретического исследования. Подвести итог результатов выполненной работы.
Методологические основы исследования: изучением
феномена внимания занимались В. Вундт, У. Джеймс, Э. Титченер, Т. Рибо, Н.Н.
Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н.Ф.
Добрынин, С.Л. Кабыльницкая и др.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух теоретических
глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и списка
использованной литературы. Общий объем курсовой работы составляет 35 страниц.
Список использованной литературы содержит 32 источников.
Заключение:
Исходя
из проведенного анализа теоретической и методической литературы можно сделать
вывод, что большинство исследователей определяют внимание как отбор и селекцию
информации (В. Вундт), пристрастное обладание одним из нескольких возможных
рядов мысли (У. Джеймс), сенсорную ясность (Э. Титченер), целесообразную
реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия (Н.Н. Ланге).
Можно констатировать, что внимание
является важным компонентом деятельности человека, требующей
структурированности, последовательности и точности. Его можно считать одним из
существенных показателей уровня общего развития личности. Внимание
организует и регулирует функционирование психических познавательных
процессов.
В
отечественной педагогике и психологии дошкольном детством
принято считать — период с момента осознания себя членом человеческого общества
(около трех лет) до момента начала школьного обучения (6-7лет). В этот период
закладываются основные индивидуально-психологические особенности ребенка,
создается основа социально-нравственных качеств.
Развитие
внимания у детей дошкольного возраста происходит от простейших форм к более
сложным, от непроизвольного внимания к произвольному, и 6-7 годам формируется
сложная когнитивная система регуляции деятельности, основанная не только на
внешней регуляции (инструкции взрослого), но и на внутренних представлениях о
поведении, использовании знаков, абстрактных понятий.
Дошкольный
период является важнейшим в формировании внимания у детей. В это время
закладываются основы будущей познавательной деятельности, которые получат
развитие во время школьного периода.
В результате выполнения данной курсовой
работы мы достигли поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения внимания в
психологической науке.
1.1. Анализ теоретических взглядов на проблему
внимания в классических психологических исследованиях.
Георг Гегель отмечал: «Без внимания для духа
ничего нет… внимание образует
поэтому начало образования» [8]. И психологи, и философы, и педагоги
подчеркивают значимость внимания для развития личности, но при этом судьба
самого термина «внимание» очень изменчива.
Так в научных взглядах В. Вундта и Э. Титченера внимание считается
центральным понятием, вездесущим, постоянно присутствующим фактором. Т. Рибо,
напротив, говорил о том, что внимание —
это неестественный процесс, уникальный артефакт. Гештальтпсихологии
сводят внимание к восприятию, так как внимание — это отбор информации, которое по сути
является выделением «фигуры на фоне», то есть фактом перцептивной организации.
Профессор МГУ Петухов В.В. утверждал, что: «Проблема внимания есть пробный
камень любой психологической концепции, лакмусовая бумажка. От объяснения
внимания во многом зависит и объяснение других феноменов» [31]. Данный автор, утверждает, что приведенные выше, казалось бы,
противоречащие друг другу, позиции могут быть поняты с точки зрения теории
деятельности А.Н. Леонтьева, то есть внимание можно рассматривать на трех
уровнях: операций, действий, деятельности [14]. На
первом уровне это природный механизм, работающий непроизвольно, на втором
внимание – это функциональная система, созданная для решения конкретной задачи,
а на третьем – это «деятельность по необходимому преобразованию функциональных
органов, по сознаванию причин их функционирования» [14].
Большой психологический
словарь дает следующее определение: «внимание (англ. attention) — процесс и
состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение
поставленных задач.