Педагогика/психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности развития творческого мышления младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы мышления в психологии 4
1.1. Содержание подходов к проблеме мышления в зарубежной и отечественной психологии 4
1.2. Психологическая характеристика мышления младших школьников 13
Глава 2. Творческое мышление как научная категория 17
2.1Общее понятие 17
2.2 Особенности развития творческого мышления младших школьников 26
Заключение 32
Список литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность темы. Младший школьный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте происходят многие новообразования и закладываются основы будущей личности. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, что непосредственно сказывается на развитии особенностей мышления.
Формирование мышления у детей происходит в основном посредством процесса обучения и в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт. Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных «предметов», которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется «рассудочная» мыслительная деятельность. Она характеризует следующий этап в развитии мышления, за которым следует высшая ступень «разумного», теоретического мышления.
Мышление представляет собой самый сложный вид мыслительной деятельности, так как оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий, основано на рассуждении и доказательстве [4]. Мышление ребенка развивается в зависимости от овладения социальными средствами мышления, т.е. в зависимости от речи [1]. Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения оптимальных условий эффективного усвоения знаний и развития мышления школьников. Одним из направлений в решении этой проблемы является разработка и внедрение в учебный процесс новых методов обучения, основанных на изучении психологических закономерностей взаимосвязи процессов усвоения знаний и развития мышления с учетом специфики конкретных учебных дисциплин. Психология творческого мышления относится к недостаточно изученной и исследованной проблемы, несмотря на то, что проведено значительное количество теоретических и экспериментальных исследований как в общей психологии, так и в специальных ее отраслях, разработаны оригинальные методики экспериментальных исследований творческого мышления, пути развития творческого мышления.
Вопросами изучения и развития мышления младших школьников занимались Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Немов Р.С., Никольская И.Л., Рогов Е.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Петрушин В.И., Назайкинский Е.В., Михайлова М.А.
Цель работы: рассмотреть особенности творческого мышления младших школьников.
Объект: развитие мышления у младших школьников.
Предмет: Психологические особенности творческого мышления младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей младшего школьного возраста.
2. Описать особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности развития творческого мышления младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Труды психологов и педагогов доказали, что развитие мышления происходит одновременно и во взаимодействии, на основе формирования у детей таких качеств : умение выделять суть вопроса (высказывания), отмежевываться от несущественных деталей, то есть абстрагироваться; переходить от конкретной ситуации к схематической, не опуская ничего существенного, создавать более простую модель ; выделять из общего утверждения частичное ; делать логические выводы из ссылок и применять эти выводы; оценивать эффективность различных способов вычислений, преобразований.
Значительное место вопросу развития мышления уделяла в своих работах Ларина Э.В., которая наблюдала за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что прежде всего надо научить детей охватывать мыслью ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними».
Педагог должен строить учебный процесс, ориентировано на формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной задачи, предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных, логических задач. В младшем школьном возрасте мышление ребенка поднимается на новую ступень развития. Ребенок уже мыслит, опираясь на представления. Это означает, что его мышление отделяется от восприятия, превращаясь в относительно самостоятельный процесс. Одновременно оно отделяется и от практического действия. Ребенок получает возможность мыслить и не действуя с предметами, мысленно устанавливать их связи. Мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, мышление путем рассуждений, строгого соответствия законам логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. В частности, умение проводить простейшие логические операции, как определение понятий (дефиниция), сравнение, обобщение, классификация, суждение, доказательство.
Анализ теоретических источников дает основания определить сущность основных понятий исследования. Творческое мышление — это мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям. Для этого нужен особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная энергия, способность отойти от господствующих идей.
В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать малейшее внешнее проявление творческого мышления, а для этого — уметь “увидеть” проявление компонентов творческого мышления даже в процессе “обычной” учебно-познавательной деятельности учащихся с литературного чтения, акцентировать внимание на возможностях учебного материала, что не выходит за пределы соответствующей программы. В связи с этим вслед за О. С. Чашечниковой мы выделяем следующие компоненты творческого мышления: креативность мышления, дивергентность мышления, эвристичность мышления, эффективность мышления, творческая активность.
Предложенная нами система компонентов творческого мышления будет способствовать диагностике творческого мышления учащихся при наблюдении за реальным процессом их учебно-познавательной деятельности.
Проблема эффективного формирования творческого мышления в процессе учебной деятельности всегда пребывала в центре внимания ученых. Согласно теоретическим источникам в процессе развития идеи творческого мышления выделяем следующие стадии: подготовка идеи, созревание идеи, озарение и проверка идеи. Творческое преобразование действительности подчиняется определенным законам и осуществляется определенными способами.
Можем сделать вывод, что ученики, которые отходят от стереотипов мышления и конструируют новые взгляды на известные вещи, проявляют в определенной степени творчество мышления.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы мышления в психологии
1.1. Содержание подходов к проблеме мышления в зарубежной и отечественной психологии

Мышление — процесс формирования и упорядочения идей человеком или другим разумным существом. Мышление является фундаментальным свойством человека, и через эту фундаментальности ему трудно дать определение, опираясь на более простые понятия. Консенсуса относительно того, как определить и понимать мышления нет.
Диалектический материализм, используя ленинскую теорию отражения [1], определяет мышление как процесс опосредованного и обобщенного отражения в мозге человека предметов объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях, в результате которого формируется интеллект личности[2].
Понимание мышления, его физических и метафизических аспектов: зарождение, функционирование, было и остается целью различных академических дисциплин: лингвистики, философии, психологии, нейро-науки, исследований в области искусственного интеллекта, биологии, социологии, когнитивной науки.
Мышление помогает анализировать опыт, формировать в уме модель мира, делать прогнозы, планировать действия и воплощать в жизнь запланированное. Способность человека к абстрактному мышлению стала существенным преимуществом в эволюционном процессе.
Современная психология рассматривает мышление как вариативный и достаточно неоднородный процесс. В психологии принято различать виды мышления. Существуют различные классификации и характеристики тех или иных видов мышления.
И.И. Калмыкова отличает продуктивное и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает объект. Ученый считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т. е. направлено на получение новых знаний. Однако следует помнить, что в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление — высший познавательный процесс, позволяющий человеку отражать в своем сознании не только внешние особенности предметов, воспринимаемых, но и их сущность, взаимные существенные связи между ними, которые не обнаруживаются в восприятии. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Мышление дает нам возможность познавать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, предусмотреть ход и результаты собственных действий [6,c.29]. Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследованы Б. М. Тепловым и назвали его практическим. Теплов Б. М отметил ряд особенностей мышления:
-оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения сразу подвергаются проверке;
-создается план операции, который принадлежит не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;
-почти всегда жесткий лимит времени, создает невозможность выдвижения множества гипотез.
Процесс активного мышления вызывается необходимостью решить какую-то задачу, с которым человек сталкивается.
С.Л. Рубинштейн писал: «Понимание и учет … индивидуальных особенностей имеет огромное значение в практической жизни; без них невозможны правильная расстановка людей и рациональное их использование [16]. Лишь при знании и учете индивидуальных особенностей каждого человека можно обеспечить всем людям наиболее полное развитие и применение всех творческих возможностей и сил» [10, с. 62]. Основательно проблема психологического мышления лидера решалась Л.И. Уманским. Сложная, многоуровневая, тщательно проработанная теоретическая конструкция Л.И.Уманского в несколько измененном и упрощенном виде может быть представлена следующим образом [5, с. 58].
Практический психологический ум лидера – общественного организатора – это «владение практической психологией, способность применять к деятельности психологические особенности людей…». Он включает следующие умения и поведенческие тенденции: — психологически интерпретировать организационные задачи, рассматривать их сквозь призму наличных человеческих возможностей; — быстро ориентироваться в ситуациях, требующих знания людей; — распределять задания (обязанности) и создавать рабочие группы с учетом индивидуальных особенностей сотрудников, их состояний (настроений), взаимоотношений (симпатий и антипатий); — вызывать мотивы и находить стимулы. Практически-психологический ум имеет два базовых свойства: а) направленность на практические психологические проблемы («психологическая избирательность»); б) организаторская форма взаимодействия с людьми. Направленность на практические психологические проблемы, («психологическая избирательность»), – это способность полно и глубоко воссоздавать психологию людей, их психическое состояние. Ее показателями являются: — преимущественный выбор психологических объектов из многих других; — избирательно-психологическая наблюдательность и память; высокая восприимчивость к поведенческим проявлениям психических процессов, свойств и состояний; — склонность к психологическому анализу, объяснению поступков других людей и своих собственных; — сопереживание, своего рода эмоциональная синхронность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы