Курсовая теория на тему Особенности развития СМИ в 50-е годы 20 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования особенностей развития СМИ в
50-е годы XX века.. 5
1.1. Социально-экономические предпосылки
развития СМИ середины XX века в СССР 5
1.2. Роль печати в решении
социально-политических задач в стране. 7
Глава 2. АНАЛИЗ
особенностей развития СМИ в 50-е годы XX века 12
2.1. Особенности развития советских печатных
СМИ середины XX века. 12
2.2. Специфика развития электронных СМИ в
50-е годы XX века в СССР. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что на протяжении 1950–1970-х годов советские средства массовой коммуникации
развивались поистине невиданными темпами. Если в 1950 г. в стране по статистике
насчитывался один телевизор на 12 тыс. человек, то в 1980 г. – уже один на
четверых. Число радиоприемников к 1970 г. достигло 95 млн – в 7 раз больше, чем
в 1950 г. Суммарный тираж популярных журналов за то же время вырос в 14 раз и к
1970 г. достиг 2 млрд 600 млн экземпляров[1].
Число ежегодно продаваемых билетов в кино в 60–70-е годы нередко превышало 4
млрд.
Общие
тенденции были во многом сходны с тем, что происходило за пределами Союза, тем
более что его культурная изоляция от остального мира не была полной даже при
позднем Сталине, а после 1953 г. культурный обмен неуклонно расширялся. Это
сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон
массовой культуры. Преобладание развлекательной продукции над культурным
просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов. Общим
было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в
послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация,
советским идеологам – «пагубное влияние» Запада в целом.
Культурная
обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых
коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, ее конечной
целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и
мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала
постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и
между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие
массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении
благосостояния трудящихся[2].
«Массовая культура» считалась характерной особенностью капиталистического мира,
применительно к советскому обществу этот термин не использовался. По истории
советской массовой культуры и массовых коммуникаций в последние годы вышло
сразу несколько работ, однако проблематика анализа особенностей развития СМИ в
50-е годы XX
века
в настоящее время разработана недостаточно, что обуславливает научную новизну
исследования.
Целью
работы является анализ особенностей развития СМИ в 50-е годы XX века.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие
задачи:
1.
Изучить социально-экономические предпосылки развития СМИ середины XX века
в СССР.
2.
Проанализировать СМИ как инструмент социалистической идеологии и политического
воспитания советских людей.
3.
Выявить особенности развития советских печатных СМИ середины XX в.
4.
Провести анализ специфики развития электронных СМИ в 50-е гг. XX в. Объектом
исследования являются советские СМИ. В качестве предмета работы выступает
анализ особенностей развития СМИ в 50-е годы XX века
в СССР.
При
написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции. Данная работа структурирована на
введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, каждый из которых направлен
на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список
источников и литературы. [1] Гуржий Д. А. Влияние СМИ на
формирование общественного мнения // Молодой ученый. 2016. №12. С. 991-993. [2] Алексеева М. И. Средства массовой
информации России. М.: Аспект Пресс Москва, 2015.
Заключение:
Развитие
СМИ в СССР тесно связано с понятием пропаганды. В сталинскую эпоху отклонение
от диктата официальной пропаганды каралось казнями и трудовыми лагерями. В
постсталинскую эпоху эти карательные меры были заменены карательной
психиатрией, тюрьмой, отказом в работе.
Многие
исследователи отмечают, что с середины 50-х гг. круг авторов и читателей не
подцензурной печати быстро расширялся. Несмотря на некоторое ослабление цензуры
в 50-е гг., рамки запретов оставались жесткими, издательская политика строго
регулировалась идеологическими спецслужбами.
Благодаря
тому, что правительство продолжало финансирование научных разработок, а также
выпуск телевизоров, телевидение постепенно становилось важной частью жизни
общества. В связи с этим уже к концу 1930-х годов в СССР происходил рост
технического оснащения и количества телезрителей. 10 марта 1939 года
Радиокомитет СССР в Москве и Ленинграде на ультракоротких волнах запустил дубль
Центрального телевидения. 1 апреля 1941 года Центральное телевидение прекратило
вещание на средних волнах.
Таким
образом, телевидение на протяжении своего существования в СССР заняло важное
место в системе СМИ и жизни граждан. Важно отметить, что исполняя информативную
функцию, телевизионное вещание в то же время находилось под контролем
государства и использовалось властными структурами.
На
третьем этапе – с середины 1980-х гг. – в связи с начавшейся политикой
перестройки правительство призвало СМИ к гласности, сотрудничеству и здравой
критике. Сутью гласности на телевидении стало снятие ранее существовавших
информационных запретов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования особенностей развития СМИ в 50-е
годы XX века 1.1.
Социально-экономические предпосылки развития СМИ середины XX века в СССР Середина
XX века
была очень насыщенной для СССР с точки зрения экономического роста и развития
культуры. Длительная фаза подъема после предвоенной депрессии, военной и
послевоенной реконструкции, была связана с необходимостью наверстать то, что
казалось упущенным в ходе Второй мировой войны.
В
эти годы закладывался инновационный и научный потенциал, который в дальнейшем
помогал обеспечивать высокие темпы экономического роста. В строительстве и
промышленности выросла эффективность использования основных производственных
фондов, повсеместно увеличивалась производительность труда, активно
реализовывались социальные программы – на них тратили средства, высвобожденные
с «оборонных» статей бюджетных расходов.
Сменилась и сама модель экономического
развития – с накопления на потребление. Активно стал развиваться национальный
вопрос: о полной самостоятельности речь не шла, но национальные течения (в том
числе и в сфере искусства) стали чувствовать себя увереннее.
В
общественном сознании на первом месте стояла идея обновления общества, что,
конечно, отражалось во всех сферах искусства и культуры. При этом начали
проявляться оппозиционные настроения (прежде всего, в молодежной среде).
Общество взяло курс на интернационализацию – доказательством тому стал
Международный фестиваль студентов и молодежи, который прошел в 1975 году[1].
Парадокс
послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что
советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций,
основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту
же задачу, что и западные правительства в тот же период.
Более
того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в
конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении,
что и мировая массовая культура.
С
этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых
коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Фоторепортажи о внутренней
политике СССР стали появляться преимущественно в период позднесталинского
правления.
До этого периода
фоторепортажи на политическую тематику в анализируемых изданиях были посвящены
в основном внешне-политическим событиям[2].
Анализ этих фоторепортажей показал, что
важной с точки зрения понимания феномена советского общества является
магистральная тема внутренней политики, выражающаяся преимущественно во
взаимоотношениях власти и общества, сформированная именно в период позднесталинского
правления.
Одним
из её дальнейших визуальных проявлений, чётко характеризующим эти
взаимоотношения, стали фоторепортажи, выполненные во время партийных съездов,
встреч представителей советской политической элиты с простыми гражданами[3].
Социальные
и политические перемены 1920–1960-х годов, безусловно, отразились на советском
радиовещании, но и само радио, в свою очередь, сыграло важную роль в
формировании советского человека и эволюции его мировоззрения. Это влияние было
ощутимым уже в 1930-е годы, несмотря на явное отставание СССР от западных стран
в темпах радиофикации, и только усилилось после Второй мировой войны.
Причем
если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом
сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды,
насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических
особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период,
напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели
впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто
выключить радиоприемник, а впоследствии – и возможность принимать передачи
из-за границы[4].
К началу Отечественной войны в стране
действовало около 5 млн 800 тыс. проводных радиоточек, тогда как
радиоприемников насчитывалось всего около 1 млн. В военные годы это обернулось
для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало
возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды[5]. [1] Цуладзе А. Большая манипулятивная
игра. М.: Алгоритм, 2020 [2] Рихтер А. Г. Свобода массовой
информации в постсоветских государствах. М.: Икар, 2017. С. 309-332 [3] Заслуев Д.В. Роль средств массовой
информации в формировании
общественного сознания // Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 2016. С.
104-106. [4] Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и
информационные войны. М.: Поколение, 2017. [5] Ворошилов В.В. Журналистика. СПб.:
Издательство Михайлова В. А., 2017.