Курсовая теория на тему Особенности развития памяти учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Обзор работ по вопросам развития памяти школьников 5
1.1. Понятие «память» в психологии. 5
1.2.Особенности развития памяти школьников. 27
Глава 2. Практические аспекты развития памяти учащихся 34
2.1. Практические рекомендации учителям по повышению мнемической активности школьников. 34
Заключение 39
Список литературы 40
Введение:
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников актуальна и социально значима. Человеку нужно много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, заметки, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, обретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти нереально обычное функционирование ни личности, ни общества. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую обучаемость и обучаемость, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Трудно сказать точно, где и когда появились первые цельные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся примерно к VI веку до нашей эры. Как и во многих областях знания, первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как «гипотеза восковой доски». Платон считал, что память запоминает опыт, равно как воск, на котором оставляют отпечаток предметы, которые с ним сталкиваются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, снова оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.[11] Больших успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII – XIX вв. Они собрали большой экспериментальный материал, позволивший сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получило развитие представление об ассоциациях и их роли в процессах памяти. Начало эмпирическому изучению памяти положили эксперименты немецкого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), проведенные в конце XIX века. Исследованиями памяти занимаются представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и т.д. В каждой из этих наук есть свои теории памяти: психологические (К. Левин, П. Жане), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (И.П.Павлов). Исследования отечественных психологов внесли большой вклад в понимание природы памяти человека. Проблема развития и функционирования памяти изучалась многими известными специалистами, как Л.С.Виготский, А.М. Леонтьев, В.П.Зинченко, А.А, Смирнов, Л.Ф. Обухова. Известный психолог С.Л. Рубинштейн говорил: «Без памяти мы существовали только мгновение. Наше прошлое было бы мертвым для нашего настоящего. Сегодня бы постепенно превращалось в прошлое, где оно бесследно исчезало. Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особо важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память в детском возрасте является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки времени психического развития: не мышление, и, в частности, не абстрактное мышление, стоящее в начале развития, определяющим моментом в начале развития является память ребенка. Поэтому развитие памяти у детей, особенно в младшем школьном возрасте, актуальная проблема, ведь учебная деятельность выдвигает для ребенка все новые требования. Практика современного общения требует решения проблем эффективной переработки большого объема материала и быстрого, точного извлечения его из памяти в ситуации различных задач.
Целью исследования является анализ теоретических источников по вопросам специфики развития памяти у учащихся.
Задачи исследования:
— проанализировать содержание понятия памяти в психологии
— рассмотреть основные типы памяти
— выявить факторы развития памяти у учащихся
— обобщить рекомендации по развитию памяти у школьников
Заключение:
Память – это непрерывный процесс сохранения информации во времени. Поскольку он составляет саму структуру, с помощью которой мы понимаем и предпринимаем действия в настоящем, его важность очевидна. Обладая базовым пониманием того, как элементы памяти работают вместе, учителя могут максимизировать обучение учащихся, зная, сколько новой информации следует вводить, когда ее вводить и как упорядочивать задания, которые одновременно укрепляют запоминание фактов и развивать критическое, творческое мышление.
Память представляет собой сложный, многоаспектный феномен, содержание которого охватывает значительную часть жизни человека. Являясь сквозным психическим процессом, они играет значение для самых разных занятий и видов деятельности, значение памяти сложно переоценить. В тоже время следует отметить особую роль мнестической деятельности именно для процессов обучения, являющихся основным занятием школьников.
Дети не только находятся в процессе конвенционально обусловленных и общественно регламентированных этапов обучения. Они также активно формируют все те психические процессы, которые являются основной для развития их способности мыслить в будущем. Именно поэтому развитие памяти у школьников не только полезное приложение к повышению их академической успеваемости, но и значимая часть их развития в целом.
Фрагмент текста работы:
Обзор работ по вопросам развития памяти школьников
1.1. Понятие «память» в психологии.
Память принадлежит к высшим познавательным процессам. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное обучение, ни плодотворная деятельность. Память лежит в основе способностей человека и является одним из главных условий обучения, получения знаний, формирования знаний, умений и навыков. Человеку нужно много знать и много помнить, и чтобы соответствовать темпу современной жизни и развития общества, с каждым годом все больше. Без памяти невозможно нормальное существование, развитие и функционирование ни личности, ни общества, ни человечества в целом. Именно благодаря памяти и способности передавать и накапливать при его помощи жизненный опыт, человек выделился из животного мира и достиг того уровня развития, на котором он сейчас находится. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти чувство и восприятие человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещеряков определяют память как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта[15].
Долгое время память рассматривалась как общее свойство нервной системы, одинаково работающее у всех. Впоследствии наблюдение показало, что обычно работа памяти у каждого отдельного лица приближается к тому или иному типу в зависимости от наиболее частых форм реакций, которыми она пользуется в жизни [6]. Представителями разных наук были выдвинуты разные теории памяти: физиологическая, физическая, химическая, биохимическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.
Физиологические теории устройств памяти тесновато соединены с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, то есть собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». Действительно, условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление (в наиболее частом виде) – это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях – это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (например, в случае отрицательного подкрепления). Подкрепление, таким образом, знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Все свойства данной связи, и до этого всего степень его прочности, обусловливаются конкретно характером подкрепления как мерой жизненной (биологической) целесообразности данного деяния.