Курсовая теория на тему Особенности развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические аспекты
особенностей развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения. 5
1.1. Понятие «ориентировка в
пространстве». 5
1.2. Особенности развития
ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста. 12
1.3. Характеристика детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения. 20
1.4. Развитие ориентировки в
пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. 24
Заключение. 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность. Дошкольный возраст рассматривается в современной педагогике как ценный и особенно значительный период в развитии психики
ребенка. В этот период ребенок овладевает
культурными формами сознания и деятельности, в частности, человеческими способами познания окружающего мира; Его речь и мышление
интенсивно развиваются. Не менее благоприятным является период
дошкольного возраста в развитии способностей ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение
для всех аспектов
человеческой деятельности, охватывая различные стороны ее взаимодействия с реальностью. Поэтому
гармоничное развитие ребенка невозможно без развития его способности ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка имеет универсальное значение для деятельности человека и представляет собой важнейшее свойство
человеческой психики. В психолого-педагогических исследованиях раскрывается роль освоения пространства и составления ребенком
единой картины мира и осмысления своего места в нем
[26].
Пространственная ориентировка – это умение человека в каждый момент
времени правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них [27].
Пространственная ориентировка осуществляется на основе пространственных представлений, которые в
свою очередь формируются за счёт зрительного восприятия пространства
[33].
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир – форма, величина, цвет,
разнообразие цветовых оттенков, световые
отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
При значительном снижении зрения или
его отсутствии появляются ограничения в ориентировке в пространстве
и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения [27].
Недостатки в развитии
пространственной ориентировки, существующие у детей с нарушением зрения, в дальнейшем могут оказать
влияние на их самостоятельность и активность во всех сферах жизни. Недостаточность пространственных представлений у детей с патологией зрения
выражается в нарушении схемы тела.
Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отображающих пространственные отношения. Из этого следует, что пространственная ориентировка – одна из актуальных
и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией в значительной степени зависит
от его умения самостоятельно ориентироваться в пространстве
[30].
Заключение:
Ориентировка в пространстве предполагает движение и требует решения трех задач: постановки цели и
выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в
движении и достижения цели.
Рассматривая процесс восприятия пространства и ориентировки в нем у детей дошкольного возраста можно выделить
следующую схему: от нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов
без пространственных связей
ребенок переходит к постепенному
вычленению, а потом и объединению, сближению рядом стоящих объектов, и далее
— к целостному восприятию и пониманию пространства.
Пространственная ориентировка имеет универсальное значение
для деятельности человека
и представляет собой важнейшее свойство
человеческой психики.
В психолого-педагогических исследованиях раскрывается роль освоения пространства и составления ребенком
единой картины мира и осмысления своего места в нем. Ориентировка в пространстве
помогает саморазвитию личности ребенка и, таким образом, является одной из аспектов социализации.
Развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность к концу дошкольного возраста пространственной ориентировки является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Процесс отражения пространства и ориентировки в нем у дошкольников происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия с выделением отдельных
объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно- непрерывному пониманию целостности пространства.
У детей с нарушениями зрения в силу дефекта зрительного анализатора присутствует
неспособность длительно удерживать внимание и сосредотачиваться, плохая память, нарушение
зрительного восприятия, что
оказывает негативное влияние на развитие воображение,
в результате которого возникают
трудности в возникновении представлений и образов.
При врожденной или рано приобретенной слепоте, дети оказываются лишенными не только зрительных стимулов. У них резко сокращается стимуляция других модальностей , в связи с недостаточным развитием
сохранных анализаторов. Такая ограниченность приводит к разнообразным сдвигам
в поведении, психофизическом развитии.
Чем выше острота зрения и более сохранны
функции зрения в целом, тем больше точность,
скорость формирования и круг имеющихся
образов воображения, как творческого, так и воссоздающего.
Дети дошкольного возраста со зрительной патологией характеризуются особенностями психофизического становления, что выражается в малой двигательной активности, трудностях развития
моторной сферы.
Детям дошкольного возраста
с нарушением зрения всех категорий характерно
неспособность получать информацию о пространстве
с опорой на сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, двигательно-тактильная чувствительность и т. д.) и пользоваться её в самостоятельной практической ориентации.
Дошкольники с нарушением зрения всех категорий
охарактеризовываются незначительным запасом
предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые признаки и направления пространства, что так же обусловливает их затруднения в ориентации
в пространстве.
У существенной части детей отмечаются также нарушения микро- и макро-координации движений, что делает их пространственную ориентировку замедленной и
неточной.
Фрагмент текста работы:
.
Понятие «ориентировка в пространстве» Содержание понятия " ориентировка в пространстве" включает в
себя: форму, объем, длину объекта по длине, ширине и высоте, положение объекта
в пространстве, пространственные отношения и расстояние между объектами,
направление в пространстве и многие другие аспекты.
Пространство — это форма
существования материи, независимая от нашего сознания, и объективная
реальность[22]. Восприятие пространства включает в
себя восприятие расстояния или дистанции, на которой объекты расположены между
нами и друг другом, направления, в котором они расположены, размера и формы
объекта. В истории науки в каждую эпоху обычно существует определенная
исследовательская проблема, которая является главной и фундаментальной
проблемой этой науки. Ориентацию в пространстве также можно отнести к одной из
этих проблем. Все крупные ученые предыдущего поколения уделяли этому особое
внимание[22]. Основная роль ориентации состоит в
чувстве и восприятии. В восприятии пространственных отношений различные
чувства, особенно тактильные и моторные, играют хорошо известную роль. И. М.
Сеченов и И. П. Павлов указали на важность двигательных анализаторов в
реализации пространственной ориентации.
Движение всегда связано с анализом окружающего пространства. Такие
анализаторы играют ведущую роль в формировании пространственных представлений и
методов направления: кинестезия, осязание, зрение, слух, обоняние. Основная роль
отводится кинестетическому и зрительному анализаторам [35]. Пространственная ориентация
осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного
обозначения различных пространственных категорий, таких как: местоположение,
расстояние, пространственные отношения между объектами и т.д. Ориентация в пространстве
предполагает движение, и необходимо решить три задачи: постановка целей и выбор
маршрутов (выбор направлений); поддержание направления в движении и достижение
целей.
Понятие "пространственная ориентация" также означает
способность человека ориентироваться на местности, на себя, на другого человека
(левую руку, правую руку), на различных объектах, в двумерном пространстве,
например, на плоскости [33].