Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об особенностях развития общения со сверстниками старших дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР 6
1.2. Специфика общения дошкольников с ЗПР со сверстниками 14
1.3. Особенности формирования навыков общения дошкольников с ЗПР со сверстниками 25
Заключение 32
Список литературы 34

  

Введение:

 

Данная курсовая работа посвящена изучению особенностей развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В первую очередь необходимо отметить актуальность заявленной темы работы. Дело в том, что сам по себе дошкольный возраст является одним из ключевых периодов детского психического развития, от психологических новообразований которого напрямую зависит их готовность к школьному обучению и дальнейшее их личностное развитие.
Нужно заметить, что дети дошкольного возраста большую часть своего времени проводят в игре, в процессе которой формируются и развиваются не только отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление), но главным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру – развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели [2; 14; 17].
Исследованием межличностных отношений занимались такие психологи и педагоги, как П.П. Блонский, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, А.С. Залужный, Я. Л. Коломинский, В. С. Мухина, Т. А. Репина, Е.О. Смирнова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и многие другие [2; 16; 27; 35].
И межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, определяются в основной совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.
В свою очередь многочисленные научные работы, посвященные дошкольному возрасту, постоянно подчеркивают значение, которое имеет для развития личности ребенка его общение со сверстниками. Особенно это актуально в том случае, когда имеет место нарушение психического развития у дошкольников, например, при задержке психического развития, которое накладывает определенную специфику на общение детей с ЗПР со своими сверстниками.
Следует отметить, что проблема особенностей развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития одной из самых актуальных проблем современной специальной психологии и педагогики, которая приобретает особое значение в современных условиях воспитания детей.
Однако многие исследования особенностей психического развития дошкольников с ЗПР в целом, и их общения со сверстниками в частности, являются в настоящее время во многом разрозненными, что требует их систематизации и обобщения имеющейся информации.
При этом знание особенностей развития общения со сверстниками у дошкольников с ЗПР является чрезвычайно полезным как в повседневной педагогической работе детского сад, так и при воспитании такой категории детей в семье в целом, поскольку такое знание может помочь в разработке методов и направлений психолого-педагогической работы с тем, чтобы развивать коммуникативные навыки детей с ЗПР, а также улучшать их взаимоотношения со сверстниками.
В связи с вышеизложенным возникает противоречие между пониманием важности и необходимости знаний об особенностях развития общения со сверстниками дошкольников с задержкой психического развития с одной стороны, и недостаточностью исследований данного психолого-педагогического и социально-психологического феномена – с
другой стороны.
Объект исследования – общение.
Предмет исследования – особенности развития общения со сверстниками старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучения особенностей развития общения со сверстниками старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Привести психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ЗПР.
2. Раскрыть специфику общения дошкольников с ЗПР со сверстниками.
3. Проанализировать особенности формирования навыков общения дошкольников с ЗПР со сверстниками.
Гипотеза исследования – дети старшего дошкольного возраста при ЗПР характеризуются определенными особенностями своего общения со сверстниками.
Методами исследования в курсовой работе были теоретические методы такие, как теоретический анализ научной литературы, методы логического вывода (дедукция, индукция), метод сравнительного анализа, историко-логический метод и т.д.
Структура курсовой работы состоит из введения, одной главы, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Во введении описывается актуальность проблемы и формулируется аппарат теоретического исследования.
В первом параграфе приводится психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР.
Второй параграф посвящен рассмотрению специфики общения дошкольников с ЗПР со сверстниками.
Третий параграф содержит анализ особенностей формирования навыков общения дошкольников с ЗПР со сверстниками.
В заключении подводится итог проведенного теоретического анализ и формулируются основные выводы.
Общий объем работы со списком литературы составил 35 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое исследование проблемы особенностей развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включало в себя несколько этапов. В результате исследования удалось достичь его цели через решение сформулированных задач.
В процессе теоретического анализа была приведена психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР. Далее была раскрыта специфика общения дошкольников с ЗПР со сверстниками. Наконец, был выполнен анализ особенностей формирования навыков общения дошкольников с ЗПР со сверстниками.
В результате проведенного исследования было выявлено, что к старшему дошкольному возрасту мы видим перестройку всей психической жизни ребенка и его отношения к окружающей действительности. И суть данной перестройки в следующем – в дошкольном возрасте мы наблюдаем возникновение внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения, становление которых обуславливается определенными новообразованиями в психике и сознании старшего дошкольника.
Кроме того, выявилось, что под задержкой психического развития (ЗПР) в науке понимается замедление темпа психического развития ребенка, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости при выполнении умственной деятельности и т.п.
Также было выявлено, что общение есть обмен информацией, взаимовлияние, взаимопереживание, взаимопонимание между людьми, в ходе которого возникает психический контакт, определяющий качественные характеристики общения. Общение направлено на установление психического контакта между людьми, целью его является установление взаимоотношения между людьми и взаимопонимания, а также влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. При этом дети с ЗПР отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. Во много это связано с тем, что часто у детей с ЗПР имеются различные речевые нарушения, которые могут иметь проявления как недоразвития, так и задержки развития. Естественно, в этом случае данные нарушения являются вторичными от задержки психического развития. И как отмечают специалисты, дети с ЗПР осваивают речь позже, чем дети без проблем в психическом развитии, и развивается она у них медленнее.
Кроме того, были рассмотрены возможности использования различных методов работы, в том числе и применение интегрированных технологий в процессе формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР. И можно заметить, что такая работа должна проводиться комплексно с помощью интеграции нескольких педагогических технологий – личностно-ориентированной технологии, игровой технологии и информационно-коммуникативной технологии.
В целом на основании проведенного исследования мы пришли к подтверждению выдвинутой гипотезы – действительно дети старшего дошкольного возраста при ЗПР характеризуются определенными особенностями своего общения со сверстниками.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР

Развитие детской психики в дошкольный период получило достаточное освещение в психолого-педагогической литературе. Наиболее видными отечественными исследователями психического развития дошкольников можно назвать таких ученых, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др. Что касается зарубежных исследователей, то здесь необходимо упомянуть А. Валлона, Ж. Пиаже, З. Фрейда и др. [4; 14].
Дошкольный период датируется возрастом от 3 до 7 лет, характеризуясь возникновением новой для ребенка социальной ситуацией развития. Если в раннем детстве ребенок только начинает познавать социальную действительность через различные предметы, то в дошкольном периоде он начинает узнавать мир других людей и социальных взаимоотношений.
Дошкольный возраст характеризуется в первую очередь наличием у ребенка выраженной потребности к познанию общества, подражанию взрослым и выполнению совместной с ними деятельности. Но ребенок еще не в состоянии выполнять какие-либо функции взрослых людей, они для него являются еще недоступными. И, следовательно, данный факт определяет наличие противоречия – с одной стороны ребенок стремится подражать взрослым, а с другой стороны – у него есть существенные ограничения в реальных возможностях данного уподобления.
Дошкольный период состоит из трех подпериодов – младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов. Младший школьный возраст своими границами имеет временной интервал от 3 до 4 лет, средний дошкольный возраст датируется интервалом от 4 до 5,5 лет, и к старшему дошкольному возрасту относятся дети, которым исполнилось 5,5 лет
и до 7 лет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы