Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности развития мелкой моторики у дошкольников задержкой психического развития. Развитие мелкой моторики детей с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Развитие моторики в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 12
1.3. Особенности мелкой моторики у дошкольников с ЗПР 18
1.4. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР 20
Вывод по 1 главе 32
Заключение 33
Литература 35

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время внимание педагогов, психологов, социологов привлечено к проблемам развития детей с ЗПР, повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по готовности к обучению в школе. В раннем возрасте необходимо уделять значительное внимание развитию мелкой моторики ребенка, поскольку недостаточная степень сформированности движений ручной моторики может впоследствии приводить к нарушениям речи и письма, негативно влияя в будущем на его успешность обучения в школе.
Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Условно моторику разделяют на крупную и мелкую.
Мелкая моторика предполагает использование меньших мышц рук, например, при застегивании пуговиц, открытии коробок с обедом или использовании карандашей, или ножниц. Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата задания, а также на скорость выполнения задания. Эффективная мелкая моторика требует, чтобы одновременно возникало несколько независимых навыков для надлежащего манипулирования объектом или выполнения задачи.
Мелкая моторика необходима для выполнения повседневных навыков, таких как самостоятельная работа (например, застегивание одежды, открытие коробок для завтрака, чистка зубов, использование столовых приборов) и академические навыки (например, карандашные навыки рисования, письма и окраски, а также резки и вставки). Без возможности выполнять эти ежедневные задачи, самооценка ребенка может пострадать и их академическая успеваемость будет поставлена под угрозу. Они также могут быть не в состоянии развить соответствующие жизненные навыки (например, одеваться и кормить себя).
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры–это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Проблема развития мелкой моторики у детей с ЗПР находит свое отражение в работах Л.В. Лопатиной, М.Р. Львова, Н.В. Миккоевой, А.Л. Сиротюк и др. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития мелкой моторики и ее влияния на формирование психической активности детей, данная проблема нуждается в дальнейшей детальной разработке [7].
В педагогической теории и практике существует необходимость современного подхода к разработке новых авторских приемов, игр, материалов, развивающих мелкую моторику детей с ЗПР. Одним из результативных средств педагогической работы по развитию мелкой моторики детей являются пальчиковые игры, пальчиковый театр. Значение пальчиковых игр для всестороннего развития и воспитания ребенка достаточно велико, поскольку игра в данном виде способствует его умственному и эмоциональному развитию, формирует мелкую моторику рук, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Всё выше сказанное определило тему нашего исследования: «Особенности развития мелкой моторики у дошкольников задержкой психического развития».
Цель исследования – изучение возможностей пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей с ЗПР.
Объект исследования – развитие мелкой моторики детей с ЗПР.
Предмет исследования – Особенности развития мелкой моторики у дошкольников задержкой психического развития.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть развитие мелкой моторики как психолого-педагогическую проблему.
3. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики детей с ЗПР.
4. Изучить возможности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей с ЗПР.
5. Охарактеризовать пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР в практической деятельности образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные исследования общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода — одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец);
учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф);
учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К. Анохин, Л.С. Выготский);
теоретическая концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн);
о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин);
о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
Методы исследования: анализ, обобщение литературных источников.
Практическая значимость исследования материал исследования может быть использован педагогами, работающими с данной категорией детей, может служить основой для написания научной статьи, разработки консультации для родителей специалистами ДOО, может использоваться студентами при подготовке к практическому занятию.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.
Ученые пришли к выводу, что примерно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого вытекает следующий вывод: развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанный и неразрывный процесс. Отметим также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всевозможных движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание — это один из ярких примеров действий мелкой моторики. Процесс развития мелкой моторики происходит естественным путем на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребенок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребенок все чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путем активной тренировки пальцев ребенка. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
-дидактические игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
— пальчиковые игры;
— лепка;
— массаж пальцев и кистей.
В обучающих дидактических играх нет проигравших или выигравших, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе занятия. Это позволит выявить знания у питомца и умение пользоваться ими.
Дидактическая игра как метод обучения организует, развивает детей, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Итак, игра и мир интересного помогает оживить учебный процесс, развивает наблюдательность у детей, внимание, память, мышление, снимает усталость, возбуждает интерес к учебе, расширяет кругозор.
Опыт работы свидетельствует, что игра, игровая деятельность имеют большой потенциал для решения проблемы обучения дошкольников и развитии моторики.
Использование различных видов игры и способов их применения способствует познавательному развитию детей. Вероятнее всего получение максимального результата деятельности в тех случаях, когда мотивация оптимальна, есть эмоциональное возбуждение, настроение на творческую деятельность.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Развитие моторики в онтогенезе

Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Неоценимый вклад в его развитие внесли П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А. Н. Крестовников, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие ученые.
Известно, что в двигательной деятельности принимают участие самые разнообразные анализаторные системы. Особое развитие в процессе движения претерпевает двигательный анализатор, обеспечивающий более точное, информационно насыщенное восприятие [1; 3; 5]
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот [2.,с.99].
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, развитие мышления ребенка.
Моторный навык-это приобретенная способность вызывать заранее определенный результат движения с максимальной уверенностью. Моторное обучение-это относительно постоянное изменение способности выполнять навык в результате практики или опыта. Производительность-это акт выполнения двигательного навыка. Цель двигательных навыков-оптимизировать способность выполнять навык со скоростью успеха, точности и снизить энергопотребление, необходимое для выполнения. Непрерывная практика определенного двигательного навыка приведет к значительному улучшению производительности, но не все движения являются двигательными навыками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы