Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств

в младшем школьном возрасте

1.1. Феномен лидерства, лидерские качества в научной литературе…………

1.2. Психолого-педагогические особенности развития лидерских

качеств в младшем школьном возрасте…………………………………………

Выводы по главе 1………………………………………………………………..

Глава 2. Экспериментальное исследование лидерских качеств в младшем школьном возрасте

2.1. Качественно-количественная интерпретация данных экспериментального исследования особенностей проявления лидерских качеств в младшем школьном возрасте

2.2. Рекомендации по развитию лидерских качеств в младшем школьном возрасте

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема лидерства вызывает большой интерес в научной общественности и в широких слоях народонаселения. Современная жизнь выдвигает перед новым поколением такие задачи, которые требуют функционального роли в общественной жизни, во содействии с людьми и социальными институтами в почти всех сферах жизни.

Школьный возраст – это долгий период в развитии личности, когда появляется надобность в самоутверждении, в самореализации, в том числе в лидерской деятельности. Проблема раннего выявления, развития и обучения будущих лидеров в настоящее время деятельно изучается в психологии и педагогике разных стран мира. Растет ее известность и в отечественной психолого-педагогической науке, а так же и в образовательной практике. При современном развитии сообщества подготовка детей обладающими лидерскими качествами — это стратегическая государственная задача. Эта стратегия ведет к прогрессу сообщества, гарантирует национальную сохранность.

Чтобы развивать лидерские качества в учениках педагоги должны опираться на создание хороших условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности, а также опираться на психологические основы развития лидерства. Высокий уровень социального, интеллектуального и психического развития поможет ребенку занять лидерские позиции и реализовать свои способности, свой потенциал в различных видах деятельности.

В соответствие с ФГОС, педагог должен формировать у учеников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку. У каждого ученика есть способность обладать определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества – это неотъемлемая часть личности ребенка. Изучив механизмы проявления активности ребенка, учитель сможет составить индивидуальный план развития лидерских качеств личности. Педагог сможет определить наиболее оптимальные пути и механизмы, которые помогут воспитать в ребенке настоящего лидера.

Нужно знать психологические основы развития детей, потому что лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои психологические особенности, так как на каждом из этапов психологического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. Все перечисленное определяет актуальность выбранной темы исследования «Особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте».

Проблема исследования: каковы особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте?

Цель исследования: изучение особенностей развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: процесс развития лидерских качеств.

Предмет исследования: особенности развития лидерства в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: эффективность формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста будет обеспечена, если:

— педагогический процесс современной школы представляет собой единство двух составляющих (классной и внеурочной деятельности) и управляется совокупностью принципов при ведущей роли принципа его гуманизации;

— содержательная разноплановая деятельность, в которую включен ребенок, является ключевым компонентом развивающего социально-педагогического пространства, формирующего лидерские качества детей;

— создается и реализуется программа формирования позитивных качеств лидера-школьника.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Экспериментально выявить особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте и дать количественно-качественную интерпретацию полученных результатов;

3. Разработать рекомендации по развитию лидерских качеств в младшем школьном возрасте.

Теоретико-методологическая основа исследования: методологические и теоретические аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах таких российских и зарубежных преподавателей и психологов, как: Б. Д. Парыгина, И. П. Иванова, В. И. Зацепина, М. С. Полянского, А. В. Мудрика, Р. Л. Кричевского, К. Бэрда, Р. Стогдилла, Ф. Фидлера, К. Левина и другие.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;

2. Эмпирические методы: наблюдение, психодиагностика;

3. Метод качественно-количественного анализа результатов исследования.

Практическая значимость исследования: Материал данной курсовой работы могут использовать студенты педагогических СУЗов и ВУЗов для подготовки к семинарам.

База исследования:

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, имеет ряд особенностей, связанных с: уникальностью развития ребенка на том или ином возрастном уровне; лидерская ситуация (формальная/ неформальная, временная/ постоянная); предустановленные отношения с педагогами. Перенос фактора социализации из семьи в начальную школу приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни учащихся. Парни с высоким статусом в командах оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т. д.).

Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и контролировать их систему неформальных ценностей и норм. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, способствующим развитию команды и личности в команде. Создание условий для обучения в различных формах, как основной вид деятельности (может стать источником появления лидеров); следовательно, это требует формирования познавательного интереса. Формирование коллектива, поскольку развитый коллектив обладает огромной образовательной силой, способностью видеть личность в каждом ребенке, позволяет ему раскрываться.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте.

1. Феномен лидерства, лидерские качества в научной литературе

Феномен лидерства –объект научного и практического интереса и является им уже довольно длительное время. Этот феномен изучают социологи, психологи и специалисты в области менеджмента, однако единого выражения содержания этого феномена, а также его механизмов формирования до сих пор не существует.

Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский – «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». Будучи мореплавателями, англосаксы использовали это название и для обозначения курса судна в море. Таким образом, лидерами назывались люди (или суда), которые показывали путь.

В социально-психологическом понимании лидерство связывается с более или менее организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т. п. Уже достаточно давно исследователи задавались вопросами почему в обществе один человек становится лидером, а другой нет, в чем отличие лидеров друг от друга и т. п.

Однако возможности для научного исследования лидерства появились только в XX веке из-за развития общественных наук, в первую очередь психологии и социологии.

Несмотря на то, что научно-эмпирические исследования лидерства проводились в течение всего XX века, до настоящего времени не только не существует однозначного определения понятия «лидерство», но различаются и представления о природе и сущности этого феномена.

Что же такое лидерство? Данный термин берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Множество ученых по-своему определяли значение этого слова. Б.Д. Парыгин, например, трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного. [9]

С.А. Багрецов определил лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. Он считает, что феномен лидерства можно объяснить через функцию лидера в группе. Джорджес Джеймс сформулировал так свое суждение: «Что такое лидерство? Уберите на время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство — это способность приобретать последователей.

Лидерами были и Джим Джонс, Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди — все они были лидерами. Какими бы разными не были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого из них были последователи».

Т. Карлейль считал, что большинство людей это убогая масса, которой нужен направляющий человек т.к. без него люди просто не смогут существовать. В 19 веке Ф. Ницше изложил мысль о существовании сверхчеловека, которого отличается от всех остальных сила воли, большие жизненные силы и множество других качеств присуще лидеру.

Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» гораздо позднее зарубежных коллег. Дело в том, что с середины 30-х годов проблемы лидерства в отечественной науке, как и другие вопросы социальной психологии по причине тоталитаризма в стране обходили стороной.

В 1973 г. одним из первых в отечественной литературе развернутый сопоставительный анализ феноменов лидерства и руководства провел Б.Д. Парыгин. Он выявил отличия лидера от рядового руководителя. В своѐм исследование он обнаружил, что авторитет лидера основан лишь на его личном влиянии на членов группы, когда как авторитет официального руководителя предполагает не только силу его личного влияния, но и силу

воздействия указаний, которые вытекают из уровня его официального статуса в организации. Кроме того, лидер основывается на личных симпатиях и антипатиях, в то время как официальный руководитель имеет более широкую сферу. Это исследование и послужило стартом для дальнейшего развития теории лидерства. [8]

И.П. Волковым было предложено такое понятие лидерства: «Лидерство — процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий».

А.И. Уманским дал следующие понятие: «Лидер — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности этой группы».

С другой стороны, Г.М. Андреева говорит, что лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы.

Феномен лидерства Г.М. Андреева рассматривает в контексте динамических процессов в малых группах: «Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.

Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы