Дошкольное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1 Возрастно-педагогические основы развития детей
дошкольного возраста с нарушениями слуха. 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями слуха. 5
1.2 Особенности детей с нарушениями слуха. 8
1.3 Задачи и принципы воспитания и обучения детей
дошкольного возраста с нарушенным слухом. 11
Глава 2 Теоретические основы коммуникативной деятельности
детей дошкольного возраста с нарушением слуха. 16
2.1 Коммуникативные навыки: понятие и характеристика. 16
2.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушением слуха. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 27

  

Введение:

 

Коммуникация – это конструктивный процесс
взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо
обмена сведениями. Социальная роль коммуникации как одного из факторов процесса
социализации заключается в том, что данный процесс происходит в обществе при
обмене опытом разными людьми, разными поколениями, а также через носителя
информации с людьми из прошлых эпох.

Коммуникативные способности, умение
общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования
личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание
и оценку самого себя через посредство других людей.

Развитие ребёнка во многом зависит от
общения со взрослыми и сверстниками, которое влияет не только на психическое,
но и на физическое, эмоциональное развитие ребёнка. В дошкольном возрасте
закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных
социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности
с желаниями и потребностями других людей. Коммуникативные навыки формируются и
совершенствуются в дошкольном возрасте, когда ребенок попадает в коллектив,
начинает взаимодействовать со сверстниками. Уже в дошкольном возрасте
коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка
появляются друзья и товарищи.

Проблема детей с нарушениями слуха
является актуальной на данном этапе развития современного общества и является
одной из основных и сложных в организации обучения и установлении межличностных
отношений.

Ребенок с нарушениями слуха не овладевает
языком так же, как дети, которые слышат, им нужна особая система образования и
воспитания.

Нарушение слуховой функции ограничивает
межличностные контакты, что приводит к обеднению опыта социального общения,
несовершенству межличностных отношений, замедлению развития социального
восприятия и рефлексии.

У детей с нарушениями слуха формирование
коммуникативных навыков происходит своеобразно. Отсутствие чётких представлений
о социальных законах бытия, человеческого общения, недостаточное развитие
эмоционально-выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями слуха
навыками коммуникативной деятельности. У них вызывают сложности не только
воспроизведение, но и восприятие невербальных состояний, включенных в процесс
коммуникации. Это выражается в позах и жестах, не адекватных ситуации, не
соответствующих эмоциональному состоянию человека. Для таких детей характерны
также скованность движений, стереотипия в выражении эмоциональных состояний,
вербальность знаний о правильных жестах, действиях при общении с детьми и
взрослыми. Все эти особенности негативно сказываются на возможностях
взаимодействия детей с нарушениями слуха с окружающими, что, в свою очередь,
актуализирует риск возникновения вторичных и третичных нарушений развития.
Поэтому нужна целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков у
таких детей.

В психологии и педагогике проблему
коммуникации изучали В. Ермаков, Г.А. Якунин и др. Особенности развития
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста исследовали Е.Н.
Подкользина, В.А. Феактистова, Е. Юдина, Г.А. Урунтаева, Н.В. Клюева и др.
Различные
аспекты развития детей с нарушениями слуха изучаются в современной психологии
отечественными и зарубежными психологами (Т. Г. Богданова, Т. А. Григорьева, И.
М. Соловьева, Н. В. Яшкова, П. Олерон и др.).

Объектом исследования являются
коммуникативные навыки дошкольников с нарушением слуха.

Предметом исследования возможности
развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха.

Цель работы: рассмотреть Особенности
развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением
слуха

Методологическую основу исследования
составили теоретические положения в области исследования коммуникации и
развития коммуникативных навыков (Б.С. Волков, Н.В. Волкова и др.);
особенностей коммуникативного развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); закономерностей коммуникативного развития детей
с нарушением суха (В.А. Лонина, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, Я.Л. Коломинский,
М.Д. Коновалова и др.).

Для реализации поставленной цели нам
необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую
характеристику детей с нарушениями слуха.

2. Изучить особенности детей
с нарушениями слуха.

3. Рассмотреть задачи и принципы
воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

4. Изучить коммуникативные навыки: понятие
и характеристика.

5. Выяснить особенности развития
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Для решения поставленных задач
использованы методы: теоретический анализ научно-методических источников,
синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Слабослышащие дети испытывают трудности не
только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной
адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и
сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме.
Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей.
Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и
умственного развития.

Делая выводы становится понятно, для того
чтобы правильно организовать развитие аномальных детей, имеющих поражение
слуха, требуется комплексное вмешательство в их судьбу медицинских работников,
педагогов, родителей и поддержка государства.

Конечно, педагог играет большую роль в
организации занятий с больными детьми – ведь это целый педагогический процесс,
направленный на совершенствование личности, вооружение ее знаниями для
достижения наилучших результатов.

Дети с нормой слуха непроизвольно
запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим
миром. У слабослышащего ребенка, такие контакты довольно сильно ограничены,
поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые
объемы, что и здоровый ребенок.

Обучение детей с нарушением слуха –
сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты
параллельно.

Таким образом, мы пришли к следующим
выводам. Под коммуникативной способность понимают средства, включая правила,
которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми
сообщества.

У детей с нарушением слуха отмечаются
аномалии развития речи и общей познавательной деятельности, что проявляется в
недоразвитии логических понятий, нарушениях отображения и обобщения
действительности в форме абстракции, нарушениях восприятия, мышления, памяти.

У детей с нарушением слуха чрезвычайно
медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность
в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие,
доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов,
обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность,
бедность речевого общения. Дети имеют трудности для налаживания межличностных
отношений.

Для данной категории детей характерно
ограниченное понимание речи, нарушения грамматического строя языка, нарушения
произношения.

Для детей важно развитие вибрационной
чувствительности для овладения устной речью, ее восприятия и произношения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Возрастно-педагогические основы развития детей
дошкольного возраста с нарушениями слуха 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями слуха У слабослышащих и глухих детей с ранними
приобретенными или врожденными нарушениями слуха статические и
опорно-двигательные функции отстают в своем развитии. В первый год жизни глухие
дети имеют отставание в сроках удержания головы, задержку в обучении ходить.
Дети часто не имеют того двигательного опыта, который есть у слышащих детей к
этому времени: они не умеют быстро бегать, прыгать, ползать или совершать
простые движения, подражая взрослым. Сформированные движения характеризуются
нарушением координации, ориентации в пространстве, боязнью высоты,
медлительностью и скованностью. Наибольшая особенность в развитии двигательных
навыков у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скорости и
равновесия. Слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют заданий по
поддержанию статического равновесия, с которыми справляются слышащие
сверстники. Хотя дети с нарушениями слуха начинают улучшать свое равновесие уже
в дошкольном возрасте, кардинальных изменений не происходит. В плане равновесия
глухие дети уступают не только слышащим детям, но и слепым, слабовидящим и
умственно отсталым детям.

Для многих слабослышащих
и глухих детей характерны нарушения мелкой моторики (движений пальцев,
артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на формировании
различных видов детской деятельности. При выполнении многих движений, в том
числе бытовых, дети с нарушениями слуха создают ненужный шум, нерегулярные и
медленные движения. Это проявляется примерно в походке, шарканье ног,
неулыбчивых и нескоординированных движениях. Наблюдается асимметрия шагов,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы