Курсовая теория на тему Особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования навыков изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1 Задержка психического развития: определение, признаки. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 6
1.2 Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста 12
1.3. Изобразительная деятельность и изобразительное творчество старших дошкольников с ЗПР 19
Заключение 28
Список литературы 29
Введение:
Значительные социально-экономические трансформации в российском обществе стали основой для возникновения предпосылок демократизации и гуманизации образования, составной частью которого является специальная и инклюзивная педагогика.
Современный социум направлен на разностороннее развитие личности ребенка: необходимость гармоничного сочетания собственно познавательной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков дошкольников, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. «Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, находя новые формы удовлетворения своих изменяющихся потребностей, глубже проникая в сущность своего бытия и бытия мира» [15].
По мере расширения спектра знаний в области педагогики и психологии разрабатываются инновационные концепции воспитания, создаются стандарты образования, исследуются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, анализируются специфические характеристики образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях разных видов. Социально и педагогически значимой остается проблема помощи детям с трудностями в обучении, значительную часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) [3, с. 15].
Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с поиском технологий, отвечающих задачам коррекционной работы в дошкольном учреждении (ДОУ) для детей с ЗПР – первой ступени образования.
Особенности развития и реализации изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР отличаются своеобразием: низкий уровень комбинаторных способностей; деятельность воображения сочетается с подражательностью; дошкольники испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и при создании собственных замыслов, наблюдается несформированность технических умений и навыков [1, с. 31].
Существуют данные о том, что развитие творческих проявлений и воображения дошкольников находит отражение в формировании их изобразительной деятельности (Е.Н Лебедева, Е.А Медведева, Т.С Комарова).
Анализ практики воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ показывает, что в настоящее время система полностью разработанных технологий развития навыков изобразительной деятельности и художественно-творческих способностей этой категории детей еще не существует.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития изобразительной деятельности старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Описать особенности феномена «задержка психического развития», характеристики данной категории дошкольников;
2. Проанализировать значение изобразительной деятельности в развитии дошкольников;
3. Охарактеризовать особенности развития изобразительной деятельности старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития изобразительной деятельности старших дошкольников с ЗПР.
Методологическую основу исследования составляют: теория развивающего обучения (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.); принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, В. Г. Петрова, С. А. Зыков, Т. М. Дульнев и др.); психолого-педагогические исследования задержки психического развития (Т. А. Власова, Т. В. Егорова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова и др.), концепция развития художественно-творческих способностей в дошкольном возрасте (Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные вносят определенный вклад в изучение закономерностей развития старших дошкольников с ЗПР. Они способствуют уточнению понимания развития художественно-творческих способностей старших дошкольников с ЗПР в изобразительной деятельности.
Заключение:
Задержка психического развитие предполагает замедленное развитие психической деятельности ребенка или определенных ее компонентов. Во многих случаях страдает развитие эмоционально-волевой сферы. Особенности развития дошкольников с ЗПР затрудняют процесс их эстетического воспитания, что предполагает организацию целенаправленной деятельности в этом направлении в ДОУ.
Одним из эффективных средств воспитания и развития личности в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Это обусловлено тем, что данный вид деятельности сходен по структуре с игровой деятельностью, которая является ведущей на данном возрастном этапе. Это позволяет обеспечить высокий уровень интереса и стремления ребенка к осуществлению данной деятельности. Кроме того, изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на формирование всех аспектов личности и деятельности ребенка: интеллектуального, эстетического, нравственного, эмоционально-волевого, трудовых навыков и др.
Развитие изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР характеризуется определенным своеобразием: рисунки таких детей достаточно бедны и схематичны по причине низкого уровня развития воображения, пространственных представлений, сформированности мелкой моторики и др.
Соответственно, необходимо проведение целенаправленной коррекционной деятельности по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования навыков изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Задержка психического развития: определение, признаки. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Задержку психического развития (ЗПР) следует понимать, как временное отставание в формировании психической деятельности в целом, а также отдельных ее процессов и сторон [2, с. 18].
Недостатки отдельных процессов при ЗПР чаще всего обнаруживаются в тот момент, когда ребенок начинает обучение в школе. Основными симптомами ЗПР в этом случае выступают недостаточный запас знаний, незрелое мышление, недостаток познавательной мотивации, преобладание игровых интересов, стремительное пресыщение учебной деятельностью.
Дети с синдромом ЗПР учеными обычно разделяются на четыре группы.
Первая группа – это дети, у которых диагностирована ЗПР конституционального типа. К основным признакам данной формы ЗПР можно причислить инфантильность, как психическую, так и психофизическую. Как правило, дети, у которых диагностирована конституциональная форма, имеют также ряд характерных внешних признаков: они, как правило, небольшого роста и имеют детские черты лица, которые типичны даже для школьников [2, с. 19]. Максимально страдает у детей данной группы эмоционально-волевая сфера. Можно сказать, что для них характерен начальный, примитивный уровень формирования эмоциональной сферы. Для этих дошкольников типичными являются бурные эмоциональные проявления, частые перемены настроения, нестабильность, значительная изменчивость эмоций. Наиболее привлекательной деятельностью для них является игровая деятельность, причем эта тенденция сохраняется даже после начала школьного обучения.
Вторая группа детей с ЗПР – это дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Возникновение задержки психического развития в этом случае обусловлено длительными и достаточно тяжелыми соматическими болезнями, с которыми ребенок столкнулся в раннем возрасте. В качестве таких заболеваний могут выступать патологии дыхательных путей, в том числе аллергические проявления, также часто встречаются заболевания пищеварительного тракта. Примером таких заболеваний может быть бронхиальная астма; воспаление легких; нарушения в работе почек; сердечная недостаточность и пр. Как правило, замедленное развитие при данной форме ЗПР имеет характер временных трудностей и обусловлено не нарушениями в формировании центральной нервной системы, а ее замедленным созреванием по причине повышенной нагрузки на организм [12, с. 83].