Курсовая теория на тему Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Особенности развития детей с задержкой психического развития 4
1.1 Задержка психического развития, понятие и основные особенности 4
1.2 Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психического развития 7
Глава 2. Развитие игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 14
2.1.Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста 14
2.2. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 21
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Актуальность курсовой работы. Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
В медицине задержка психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной деятельности. Однако в большинстве случаев ЗПР имеет стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.
В связи с этим актуальность изучения особенностей обучения детей с ЗПР в условиях дошкольного образования не оставляет сомнений.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития, в частности эмоционального, детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.
Целью исследования является изучение особенностей развития игровой деятельности у детей с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и основные особенности задержки психического развития.
2. Описать психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития.
3. Изучить игру как основный вид деятельности в дошкольном возрасте.
4. Охарактеризовать особенности развития игры у детей с задержкой психического развития.
Объектом исследования выступает процесс развития детей с задержкой психического развития.
Предметом исследования является особенности развития игры у дошкольников с задержкой психического развития.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Психическое развитие ребенка является не последовательностью отдельных и несогласованных между собой изменений в процессе взросления, а имеет целостный, системный характер, когда посредством изменений в одной области психики происходят изменения и в других психических проявлениях.
Задержка психического развития изначально может различаться по своей этиологии и патогенезу, при этом симптоматика проявления зачастую общая, которая заключается в нарушениях степени сформированности речи, нарушении основных психических функций, негрубых нарушениях познавательной деятельности и а так же в нарушении развитии личности.
Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
Применение игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям с внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает.
Отметим, что игровая деятельность ребенка с задержкой психического развития характеризуется значительным отставанием в развитии игровой деятельности нормально развивающихся сверстников. К старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития, а у ребенка с ЗПР она по-прежнему остается на ранних этапах своего развития.
Мы пришли к выводу, что для развития сюжетно-ролевой игры ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР важно организовывать индивидуальное общение с взрослыми, а также способствовать налаживанию контактов со сверстниками в группе. Игра является особой формой деятельности, которая происходит в условных ситуациях. Она направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально-закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре происходит воспроизводство норм человеческой жизни и деятельности, поэтому для полноценного развития личности дошкольника важно развивать такую важную деятельность как игра.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности развития детей с задержкой психического развития
1.1 Задержка психического развития, понятие и основные особенности
Формы психических расстройств разделяются на два больших класса, которые представлены ретардацией (запаздывание или приостановка психического развития того или иного происхождения) и недоразвитием (разнообразные формы умственной отсталости). Ретардация может быть либо тотальной, либо частичной, когда проявляется незрелость отдельных функций, сторон психики, навыков чтения, письма или свойств личности.
ЗПР представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и интеллектуальной нормой [7].
Основными особенностями ЗПР является то, что она проявляется в снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу, и отставание при ЗПР может проявляться не обязательно во всех сферах [10].
Определим причины отставания в развитии, среди которых следует выделить следующие:
• Органические повреждения;
• Функциональная недостаточность центральной нервной системы;
• Нарушения во внутриутробном развитии либо во время родов;
• Хронические соматические заболевания;
• Длительная депривация.
Отметим, что главной характерной особенностью детей с ЗПР можно назвать неравномерность формирования различных сторон психической деятельности ребенка [8].