Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Особенности развития и функционирования речи у слепых»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

Глава 1 Теоретические вопросы развития речи детей при
нормативном развитии

1.1 Психологическая
характеристика речи

1.2 Развитие
и локализация речевой функции в онтогенезе

1.3 Выводы
по главе 1

Глава 2 Специфика формирования и развития речевых
функций при слепоте

2.1
Понятие речевого нарушения

2.2
Особенности речевого развития и компенсаторных механизмов при врожденной
слепоте

2.3
Особенности речевого развития и компенсаторных механизмов при приобретенной
слепоте

2.4
Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

  

Введение:

 

Речевая
деятельность представляет собой основное средство общения и взаимодействия
между людьми. Адекватное развитие мыслительных процессов, коммуникативных
навыков также напрямую связано с корректным развитием речи. Большое значение в
нормативном формировании речевой деятельности имеет адекватное функционирование
всех анализаторных систем. При нарушении или выпадении системы той или иной
модальности возникает дефицитарное развитие, что обусловливает специфику, как
правило, негативную, формирования речи.

Эта
закономерность справедлива и для развития речи в условиях слепоты. Зрительный
анализатор позволяет человеку получать до 80% информации из окружающего мира,
однако, люди со слепотой оказываются в условиях существенной сенсорной
депривации. Если говорить о детском онтогенезе, то это приводит к тому, что у
детей не формируется без специально организованной коррекционной деятельности
правильная артикуляция, для которой необходимо зрительное подкрепление. Так как
у слепых детей значительно медленнее формируются представления об окружающем
мире, то это оказывает негативное влияние на становление и накопление
словарного запаса таких детей, формирование лексико-грамматического компонента
речи. Возникают различные негативные эффекты, такие как вербализм и т.д.

Для
того, чтобы речь слепых детей развивалась более-менее адекватно, необходимо
задействование различных компенсаторных механизмов: например, недостающие
сенсорные впечатления ребенку приходится получать с помощью других
анализаторных систем (слуховой, осязательной), контроль за правильностью речи
также осуществляется с помощью слухового и кинестетического анализаторов. Также
следует отметить, что необходимым условием корректного развития речи слепых
детей является организация оперативной, своевременной логопедической и
дефектологической помощи. При этом специалисты, работающие с такими детьми,
должны четко понимать особенности развития речи в условиях слепоты, знать
компенсаторные возможности и механизмы, на которые следует опираться в
коррекционно-логопедической работе со слепыми детьми. Если говорить о
приобретенной слепоты, то при работы с речью данной категории людей необходимо
учитывать этап онтогенеза, на котором возникла слепота, тот уровень развития
речи, который был сформирован к тому моменту.

Таким
образом, при изучении особенностей функционирования речи людей со слепотой
возникает проблема: какие компенсаторные механизмы задействованы в этом
процессе, а также какие особенности функционирования речи отмечаются у людей с
разным временем развития слепоты. Это определяет актуальность темы
исследования: необходимо составить систематизированное глубокое представление
об особенностях функционирования и развития речи слепых людей и компенсаторных
механизмах, использование которых позволит развивать и речь максимально
эффективно при необходимости.

Проблемами
развития и функционирования речи слепых занимались такие специалисты, как М.Е.
Хватцев, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.С. Волкова и др.

Цель исследования: изучить специфику функционирования речи у слепых людей.

Объект исследования: функционирование речевой деятельности.

Предмет исследования: особенности формирования и функционирования речевой
деятельности у слепых людей.

Задачи исследования:

1) Изучить особенности речевого онтогенеза у
нормативно развивающихся детей;

2) Описать особенности формирования речевой
деятельности у детей с врожденной слепотой;

3) Проанализировать особенности становления
речевой деятельности у детей с приобретенной слепотой.

Гипотеза
исследования: развитие речевой деятельности в условиях слепоты протекает со
специфическими особенностями и предполагает задействование особых
компенсаторных механизмов.

Методы
исследования: теоретический анализ научной литературы, систематизация и
обобщение полученной информации.

Новизна
исследования: проведен анализ и обобщение информации научных исследований
различных лет, в том числе наиболее современных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические вопросы развития речи детей при нормативном развитии

1.1 Психологическая
характеристика речи Речь
— это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого
участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных
звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое
"внутренней речью"[6].

Таким
образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим
процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового,
зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит
опознание и порождение речевых сигналов.

Любой
ребенок должен в определенной мере овладеть умением содержательно, с
соблюдением норм грамматики, связно и логично выстраивать свои высказывания,
монологи. Кроме того, речь ребенка должна разворачиваться свободно,
непосредственно, выразительно.

Связная
речь представляет собой самый высокий уровень развития речемыслительной
деятельности, которая является индикатором степени сформированности речевого и
умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Связная
речь отображает структуру познавательных процессов ребенка, уровень развития
навыка понимать воспринимаемое и передавать его в грамотной, ясной, логической
речи. По тому, насколько ребенок способен к организации собственных
высказываний, можно делать выводы о степени сформированности его речевой
деятельности [2].

Продуктивность
школьного обучения ребенка в большой мере связана с уровнем развития у него
связной речи. Понимание и воспроизведение текстовой информации, умение
распространенно и понятно отвечать на вопросы, самостоятельно выстраивать свои
аргументы – названные и другие учебные действия напрямую связаны с определенной
степенью сформированности связной речи. Умение выстраивать монолог дает ребенку
возможность быть полноценным участником общения, справиться с молчаливостью и
робостью, повышает уровень уверенности в себе.

Ф.А.
Сохин под связной речью понимает развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Соответственно, главным качеством связной речи выступает ее понятность для
слушателя [19].

Связная
речь – это такая речь, в которой проявляются все значимые аспекты ее
предметного наполнения. Несвязность речи вероятна в силу действия двух
факторов: во-первых, потому, что данные связи не восприняты и не отображены в  сознании оратора; во-вторых, данные связи не
представлены в соответствующем виде в его высказывании.

Термин
«связная речь» может иметь несколько определений:

1)
Процесс, деятельность говорящего;

2)
Продукт, итог данной деятельности, реплика, рассказ;

3)
Область деятельности по развитию речи (Б.А. Глухов, Т.А. Ладыженская, М.Р.
Львов, А.Н. Щукин);

4)
Отрывок речи, характеризующийся существенной длительностью и разделяющийся на
условно завершенные и самостоятельные части.

В
качестве синонимов применяются определения «высказывание», «текст».
Высказывание – это и речевая деятельность, и продукт данной деятельности: некий
конструкт, представляющий собой более широкое понятие, чем предложение. Его
сердцевиной выступает смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная
речь — это целостное смысловое и структурное образование, состоящее из
взаимосвязанных, имеющих общую тему и завершенных элементов.

Согласно
точки зрения А.В. Текучева, связная речь представляет собой следует любой
отрезок речи, структурные языковые элементы которого (знаменательные и
служебные слова, словосочетания) являются организованным по логическим
принципам и нормам грамматики данного языка единым целым. Согласно этому
представлению, любое законченное высказывание может представлять собой один из
вариантов связной речи [19].

Понятие
«связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы
речевой деятельности. Каждая из них обладает собственной спецификой.
Представляя собой особый тип речевой деятельности, монологическая речь
характеризуется некоторыми особенностями реализации речевых функций. В ней
применяются и интегрируются такие элементы языковой системы, как лексика,
методы отображения грамматических отношений, формообразующие и словообразующие
техники. Параллельно в ней воплощается образ высказывания в логическом,
связном, разработанном изложении. В отличие от диалогической монологическая
речь более контекстная и разворачивается в более полном виде с внимательным
подходом к выбору подходящих лексических средств и применением многообразных, в
том числе сложных, синтаксических форм.

Диалогическая
речь представляет собой главный вид коммуникации дошкольников [20].

Практика
и эмпирические исследования демонстрируют, что у детей дошкольного возраста
нужно формировать изначально такие коммуникативно-речевые навыки, которые не
развиваются вне взаимодействия со взрослым. Большое значение имеет обучение
детей навыку ведения диалога, слушания и понимания обращенной к нему речи,
начинать беседу и поддерживать ее, отвечать на вопросы и задавать их, применять
широкий арсенал языковых средств, выстраивать поведение с опорой на специфику
ситуации коммуникации.

Невзирая на тип речевой
деятельности (монологическая, диалогическая) главный фактор ее пригодности для
общения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы