Курсовая теория на тему Особенности развития форм взаимодействия с миром ребенка с расстройствами аутистического спектра
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития ребенка с расстройствами аутистического спектра………………………………………………4
1.1 Понятие аутизм……………………………………………………………………………………………..4
1.2 Психологическое развитие детей с РАС…………………………………………………………7
1.3 Развитие совместного речевого жеста в общении детей с расстройствами аутистического спектра…………………………………………………………………………………….11
Глава 2. Особенности развития форм взаимодействия с миром ребенка с расстройствами аутистического спектра……………………………………………………………13
2.1 Программы для терапевтической поддержки………………………………………………..13
2.2 Работа педагогов при взаимодействии с детьми с РАС…………………………………20
2.3 Рекомендации родителям в оказании помощи детям с аутизмом…………………..23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………………………….36
Введение:
В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что — то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие. Они не умеют подражать взрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшим инструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди с огромным трудом считывают внутреннее состояние партнера, неявные сигналы, при помощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В то же время неверно считать, что аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.
Пока непонятно, возникает ли аутизм в одном отделе мозга, а затем поражает и другие, либо это изначально проблема для мозга в целом, проблема, которая становится все более явной с усложнением задач, требующих решения. Но верна ли та или другая точка зрения, ясно одно: мозг аутичных детей отличается от мозга обычных детей, как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровне.
Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.
Как бы то ни было, ученые проверяют все предположения, и они полагают, что в ближайшее десятилетие будут непременно найдены более эффективные формы терапевтического вмешательства.
В ходе исследования была изучена литература по особенностям детского аутизма, его формам, причинам возникновения аутизма и методам психологической помощи. Данная информация полезна для общества тем, что при столкновении с таким ребенком человек будет знать как себя вести с ним и чем помочь, по возможности.
Объектом исследования является процесс развития аутичного ребенка.
Предметом исследования являются особенности развития форм взаимодействия с миром ребенка с расстройствами аутистического спектра
Цель : подбор методов психологической помощи для аутичных детей.
Задачи исследования:
— Изучить психолого-педагогической литературы по проблеме развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.
— Проанализировать понятие аутизм.
— Рассмотреть психологическое развитие детей с РАС.
— Изучить особенности развития совместного речевого жеста в общении детей с расстройствами аутистического спектра.
— Охарактеризовать особенности развития форм взаимодействия с миром ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Рассмотреть программы для терапевтической поддержки.
Дать рекомендации родителям в оказании помощи детям с аутизмом.
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что методы психологической помощи для детей с синдромом аутизма будут более эффективными, если будут опираться на специфику развития аутичного ребенка
Заключение:
В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981). Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children — Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Наиболее эффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данный вывод сделан на основании анализа данных этологического направления в психологии и коррекционной практики, ориентированной на формирование аффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.
Хочется также отметить, что в настоящее время информированность общества про детский аутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или совсем ничего не знают про это заболевание. Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития ребенка с расстройствами аутистического спектра
1.1 Понятие и причины аутизм
Аутизм — это непрогрессирующее неврологическое заболевание на протяжении всей жизни, которое обычно проявляется в возрасте до трех лет. Слово «аутизм» означает нарушение развития, значительно влияющее на вербальное и невербальное общение и социальное взаимодействие. [3, С. 49]
Классическая форма аутизма включает триаду нарушений — в социальном взаимодействии, в общении и использовании языка, и в ограниченном воображении, что отражается в ограниченных, повторяющихся и стереотипных моделях поведения и деятельности. В 1943 году Лео Каннер, психиатр из Университета Джона Хопкинса, поставил диагноз аутизм.
Аутизм — это расстройство спектра. Симптомы и характеристики аутизма могут проявляться в самых разных комбинациях, от легких до тяжелых. Хотя аутизм определяется определенным набором поведений, дети и взрослые могут проявлять любую комбинацию поведения в любой степени тяжести. Двое детей, оба с одинаковым диагнозом, могут действовать очень по-разному, и у них разные навыки. [3, С. 51]
Люди с аутизмом могут также проявлять некоторые из следующих черт.
1. Настойчивость в отношении одинаковости; устойчивость к изменению
2. Сложность в выражении потребностей; использует жесты или указание вместо слов
3. Повторение слов или фраз вместо нормального, отзывчивого языка
4. Смеясь, плача, показывая страдания по причинам, невидимым для других
5. Предпочитает быть один; в стороне
6. Истерики
7. Трудность в общении с другими
8. Может не хотеть обниматься или обниматься
9. Мало или нет зрительный контакт
10. Не реагирует на обычные методы обучения
11. Устойчивая нечетная игра
12. Спины объектов
13. Неуместные вложения в объекты
14. Очевидная сверхчувствительность или недостаточная чувствительность к боли
15. Нет реальных опасений опасности
16. Заметная физическая или чрезмерная активность
17. Неравномерное брутто / мелкая моторика
18. Не реагирует на словесные сигналы; действует как будто глухой, хотя слуховые тесты в нормальном диапазоне.
Аутизм — это одно из пяти расстройств, относящихся к категории распространяющихся расстройств развития, категории неврологических расстройств, характеризующихся «тяжелыми и распространяющимися нарушениями в нескольких областях развития», включая навыки социального взаимодействия и общения, пять расстройств, включают аутистическое расстройство, расстройство Аспергера, детское дезинтегративное расстройство. Каждое из этих расстройств имеет специфические диагностические критерии.