Курсовая теория на тему Особенности развития фонетической стороны речи детей 4-5 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание ВВЕДЕНИЕ. 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) 3
1.1. Фонематическая сторона речи:
основные понятия и теории. 3
1.2. Развитие
фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. 8
ГЛАВА 2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ
РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Речь — одно из
важнейших свойств человека, главное орудие мышления и основное средство общения
между людьми. Речь человека — показатель его интеллекта и культуры. Психолог
Н.И. Жинкин считает, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше
осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и
образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он
для общества.
Актуальность. Исследователи в области речи дошкольников и
педагоги–практики подчеркивают роль звуковой культуры речи для формирования
полноценного коммуникативного развития детей, для речевой подготовки детей к
школе. Если дети с правильным произношением и четкой дикцией, чаще всего, не
испытывают трудностей или неудобств в общении со сверстниками и взрослыми, то
дети, имеющие дефекты произношения, стесняются вступать в общение с окружающими
людьми. Кроме того, у них могут встретиться трудности в дальнейшем при усвоении
грамоты. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в
школу, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на
успешности обучения. Особое значение приобретают вопросы своевременного
выявления недостатков в звуковой стороне речи и своевременное их устранение. Не
случайно в последнее время вопросам развития звуковой культуры речи на этапе
младшего дошкольного возраста уделяется пристальное внимание. В этом и
состоит актуальность нашего
исследования. Из этого вытекает проблема,
состоящая в неправильном звукопроизношении.
Степень изученности. Одним из первых
значение речи для развития психики ребёнка стал изучать советский психолог Л.С.
Выготский. Позднее этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.
Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин и др. Они установили, что с ранних этапов
развития ребёнка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на
восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем
старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их
психической деятельности. Совершенно исключительное значение имеет речь в
приспособлении ребёнка к требованиям человеческого общества, установлении
контакта с другими детьми.
Объект — Развитие фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста. (от
4 до 5 лет).
Предмет — Формирование фонетической стороны речи у детей
дошкольного возраста в игровых упражнениях.
Цель курсовой работы — Изучить влияние игровых упражнений на
процесс развития фонетической стороны речи у старших дошкольников.
Методы: метод изучения научной и периодической литературы метод,
метод исследования.
Практическая значимость работы: игровые упражнения, применяемые нами, могут быть
использованы в практической работе воспитателей ДОУ.
Структура работы. Курсовая работы состоит из введения, …
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Актуальность работы
по развитию фонематической стороны речи у детей определяется социальной
значимостью.
Развитие
фонетического слуха, восприятия, анализа и синтеза у дошкольников является
необходимым условием для создания основы для овладения ребенком грамотностью и
письмом в школе. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие
дошкольника важно для его общего развития, формирования личности.
В
ходе исследования выявлены основные понятия по теме — фонематическое слушание,
восприятие, анализ и синтез, фонематические репрезентации. Рассмотрено
фонетико-фонематическое развитие речи детей в онтогенезе.
В
результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Фонематическая
сторона речи сложна по структуре и состоит из фонематического слуха и
восприятия, фонематического синтеза и анализа, и фонематических репрезентаций.
Развитие
фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе проходит в несколько этапов.
До 4 лет у детей закрепляются простые артикуляционные звуки, звукоподражания. С
4 до 5 лет у детей происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата,
развитие фонематического восприятия, улучшение фонематических процессов.
Таким
образом, изучив теоретические основы развития речи у дошкольников, мы пришли к
окончательному выводу о важной роли развития фонематической стороны речи у
дошкольников в рамках дошкольного образования и обосновали систему работы о
развитии фонематической стороны речи у дошкольников.
Использование
занятиях по развитию речи коррекционные игр и упражнений для детей с ФФНР в
образовательном процессе ДОУ, должно соответствовать ФГОС ДО. В процессе
повседневной жизни значительно улучшилось звукопроизношение у детей. Они стали
охотно говорить на занятиях, проявлять интерес к играм на развитие
фонематического слуха.
Таким
образом мы считаем, что в процессе фонетико-фонематического развития детей
подготовительной группы:
— у
детей расширится словарный запас;
—
дети станут уверенными в себе, научились преодолевать робость при выполнении
упражнений и участии в играх на занятиях по развитию речи; —
коррекционные игры и упражнения должны быть неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) 1.1.
Фонематическая сторона речи: основные понятия и теории Речь занимает
центральное место в умственном развитии ребенка и внутренне связана с развитием
мышления и сознания в целом. Речь — это исторически сложившаяся форма общения
между людьми посредством языковых конструкций, созданных на основе определенных
правил. Процесс речи включает, с одной стороны, формирование и формулирование
мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых
структур и их понимание. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство
общения), интеллектуальную или сигнатурную функцию (средство обобщения),
указательную (средство указания на объект).
Нормальное
развитие речи без нарушений можно представить в нескольких аспектах, связанных
с постепенным овладением языком.
Первый
аспект — это развитие фонематического слуха и формирование навыков произношения
фонем родного языка [12].
Фонематическая
сторона речи обеспечивается работой речево-слухового анализатора. Его
периферический отдел расположен в кортиевом органе и принимает слуховую
информацию, в том числе звуки речи.
Секция
проводимости передает информацию в кору головного мозга, частично анализируя ее
— определяя направление и расстояние до источника звука. Эта функция
обеспечивается большим количеством звеньев передачи (VIII пара черепных нервов,
продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и
слуховое сияние).
Центральным
отделом речево-слухового анализатора является височный отдел доминирующего в
речи полушария (у правшей — левый), центр Вернике, где проводится анализ
звуковой речи: наличие звука в слово, отслеживаются особенности его
позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, а также различие
между схожими акустическими параметрами. звуки.
В
книге «Воспитание правильного произношения у детей» М.Ф. Фомичева подчеркивает,
что восприятие и воспроизведение звуков родного языка — это согласованная
работа речево-слухового и речево-моторного анализаторов, при которой развитый
фонематический слух позволяет развивать четкую дикцию — подвижность и тонко
дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивая правильное
произношение каждого звука [23].