Курсовая теория на тему Особенности психосоциальной помощи участникам боевых действий и членам их семей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА В РАБОТЕ С УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 5
1.1. Роль и функции командования в работе с военнослужащими 5
1.2. Армейский коллектив как фактор формирования личности 12
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА В РАБОТЕ С УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 18
2.1. Условия проведения исследования 18
2.2. Результаты исследования 24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение военнослужащих (военнослужащих), отличающееся рядом важных признаков.
Изучением проблем, связанных с коллективной деятельностью военнослужащих, занимались такие исследователи, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, А.М. Алексюк, И.А. Зязюн, Л.В. Кондрашова. В то же время вопрос непосредственного влияния коллективной деятельности на формирование личности военнослужащего, в частности, в аспекте влияния работы воинской части на оказание психосоциальной помощи участникам боевых действий и членам их семей нуждается в дополнительном исследовании, что обусловило актуальность избранной темы.
Объектом исследования является психология работы с участниками боевых действий и членами их семей.
Предмет исследования – роль коллектива в оказании психосоциальной помощи участникам боевых действий и членам их семей.
Цель исследования – разработка и апробация методики работы по оказанию психосоциальной помощи участникам боевых действий и членам их семей.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения таких задач:
1. Выявить особенности работы работы с участниками боевых действий и членами их семей
2. Охарактеризовать армейский колектив и проблему его сплочения;
3. Изучить и описать существующие способы диагностики уровня работы с участниками боевых действий и членами их семей;
4. Разработать и экспериментально проверить средства работы с участниками боевых действий и членами их семей в воинской части.
Теоретическую основу исследования составили положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования и работы с коллективом (А.С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. А. Зязюн, В. А. Кан-Калик, А. М. Леонтьев, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский).
Методы исследования. Для решения цели и заданий исследования, использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ специальной литературы, посвященной проблемам формирования армейского коллектива), а также методы эмпирического исследования (наблюдение).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе с участниками боевых действий и членами их семей, в дальнейших специализированных исследованиях, посвященных проблеме.
База исследования: Участие в экспериментальной работе приняли 20 военнослужащих.
Заключение:
Работа командира воинской части с военнослужащими и командованием проводится с помощью нескольких методов:
— информационно-теоретический (лекции, семинары для командования)
— тренинговый (в неофициальном стиле донести командованию информацию по проблеме, которая их постигла, предложить пути ее решения);
— консультативный (беседы, как индивидуальные, так и групповые).
Необходимо отметить, что информационно-теоретический и консультативный метод работы командира с военнослужащими относительно недавно начали использоваться в социально-педагогической практике воинской части.
Специальную воспитательную работу с военнослужащими командир проводит, когда в части прослеживаются отклонения в работе с военнослужащими. С педагогически несостоятельными военнослужащими, прежде всего, работу направляют на повышение их психолого-армейского уровня. С этой целью их привлекают к общей системе воспитания.
Цель нашего исследования состояла в разработке и экспериментальной апробации методики работы с участниками боевых действий и определении педагогических условий ее реализации. Для ее достижения были решены четыре задачи.
Первая задача нашего исследования предполагала выявить особенности работы командира в средней воинской части. Отмечено, что в сферу деятельности командира в воинской части входит, помимо основных педагогических, оказание еще и психологических, социально-медицинских, юридических услуг. Современный командир консультирует военнослужащих, ведет с ними просветительскую и культурно-массовую работу, проводит перманентную работу по психологической диагностике, представляет интересы военнослужащего в правовых инстанциях.
Вторая задача исследования заключалась в выяснении психолого-педагогических особенностей армейского коллектива. Коллектив является основной формой взаимодействия военнослужащих, в частности, военнослужащих одной части. Однако не всегда коллектив бывает сплоченным; также возможно объединение военнослужащих в коллектив, который базируется на негативных моральных установках. Поэтому внимание командира должно быть приковано к проблеме формирования армейского коллектива.
Третья задача исследования заключалась в определении педагогических условий формирования армейского коллектива.
Четвертая задача предполагала разработку и экспериментальную апробацию модели формирования армейского коллектива в воинской части. На основе анализа теоретического материала была разработана и апробирована программа работы с участниками боевых действий. Программа внедрялась в служебный процесс в форме тренинга. Он состоял из 8 занятий, основной целью которых было развитие таких навыков и умений, как доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать сослуживцу; сотрудничать и действовать сообща; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА В РАБОТЕ С УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ
1.1. Роль и функции командования в работе с военнослужащими
Проблема развития армейского коллектива и личности изучается командирами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения армейского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Современный командир выступает посредником между социумом и военнослужащим.
Проанализировав посредническую функцию, можно назвать такие направления ее осуществления:
— между военнослужащим и учреждениями, структурами;
— между военнослужащим и командирами;
— между военнослужащим и другими военнослужащими;
— между военнослужащим и другими специалистами, которые принимают участие в решении различных проблем военнослужащего;
— между военнослужащим и группами его гражданских ровесников.
Для того чтобы современный командир эффективно выполнял посредническую функцию, он должен соблюдать ряд правил и владеть определенными знаниями:
— понимать проблемы военнослужащего;
— заниматься содержанием проблемы военнослужащего и психологическим состоянием его из-за данной проблемы;
— адекватно анализировать и представлять проблему военнослужащего;
— владеть информацией о социальных ресурсах различных учреждений, которые имеют возможность помочь в решении проблем ученика;