Курсовая теория на тему Особенности психического развития подростков с нарушениями зрения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психолого-возрастные аспекты развития подростков с
нарушениями зрения 6
1.1 Классификация нарушений зрения. 6
1.2 Особенности
развития личности подростков с нарушениями зрения. 8
1.3 Специфика
обучения и воспитания подростков с нарушениями зрения. 12
Выводы по главе 1. 19
Глава 2. Особенности психического развития подростков с нарушениями
зрения 20
2.1 Особенности
познавательного развития подростков с нарушениями зрения 20
2.2 Развитие эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением зрения 23
2.3 Анализ коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения. 29
Выводы по главе
2. 34
Заключение. 36
Список использованных источников и литературы.. 38
Введение:
Проблемами изучения возрастного и психического
развития детей и подростков с нарушениями зрения занимались такие ученые, как Т.П.
Головина [4], В.П. Ермаков [9], М.И. Земцова [10], А.Г. Литвак [16], Г.В. Никулина
[22], Л.И. Плаксина [24], Л.И. Солнцева [29] и др.
Л.И. Солнцевой [29] анализировались психологические
особенности детей со зрительной патологией. Нарушения зрения влекут ряд вторичных
отклонений в формировании двигательных функций, пространственной ориентировке, что
приводит к снижению познавательной активности, нарушению координации и согласованности
движений.
Ранняя сенсорная депривация приводит
к формированию дефицита мотивационного компонента внимания, негативным эмоциональным
реакциям на внешние раздражители, а это служит причиной развития вторичной задержки
психического развития [27]. В последнее время среди детей со зрительной депривацией
отмечается учащение случаев сложного комбинированного типа дизонтогенеза, с задержкой
развития эмоциональной сферы. Особенно актуальной является проблема изучения подростков
с нарушениями зрения, поскольку у них происходит вторичное формирование выраженных
психоэмоциональных отклонений.
Дефекты зрения непроизвольно становятся
причинами отклонения от нормы возрастного развития, что предопределяет специфику
становления направленности личности, морально-волевой и коммуникативной сфер, характерологических
особенностей детей и подростков с нарушениями зрения. Поэтому особое значение, по
мнению Л. С. Выготского [3], приобретает исследование возрастных аспектов данных
психических отклонений с учетов нормативных закономерностей.
Особого внимания заслуживает подростковый
возраст как наиболее сложный и дисгармоничный период в развитии личности. Слепота
и слабовидение как глубокие нарушения зрения оказывают негативное воздействие и
на личностное развитие подростков. У подростков с нарушениями зрения отмечаются
нарушения психоэмоционального, социально-коммуникативного и познавательного развития,
трудности социализации, неадаптивные стратегии поведения, что, в свою очередь, приводит
к стойким личностным нарушениям. Специфичность восприятия окружающего мира, обедненные
представления и зрительные образы наблюдаемых предметов и явлений приводят к снижению
чувственного опыта, который определяет содержание образов мышления, речи и памяти. Осознание
собственных зрительных дефектов создает для подростков в процессе общения психический
дискомфорт, повышает уровень тревожности, формирует психологическую депривацию на
ее сенсорном, эмоциональном и социальном уровнях.
Объект
исследования – нарушения
зрения.
Предмет
исследования –
психическое развитие подростков с нарушениями зрения.
Цель
исследования – изучение
особенностей психического развития подростков с нарушениями зрения.
Задачи
исследования:
1) изучить
возрастно-педагогические основы развития детей с нарушениями
зрения: психолого-педагогическую характеристику
детей с нарушениями зрения; особенности личностного развития детей с нарушениями
зрения; педагогические системы обучения и воспитания
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;
2) установить особенности психического развития
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: познавательной деятельности, развития
эмоционально-волевой сферы, особенностей коммуникации;
3) сделать выводы об особенностях психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями
зрения.
В соответствии
с целью, объектом, предметом исследования, использовался метод исследования: анализ психолого-педагогических источников по теме
исследования.
Заключение:
Дефекты зрения являются причинами отклонения
от нормы возрастного развития, что предопределяет специфику становления направленности
личности, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и коммуникативной сфер
подростка.
Психофизиологические возможности подростков
с нарушениями зрения характеризуются замедленным развитием: отмечается недостаточный
уровень развития объема и устойчивости внимания, речь отклоняется от нормы, восприятие
замедленно, недостаточно развиты мыслительные процессы.
Слепота и слабовидение
как глубокие нарушения зрения оказывают негативное воздействие и на личностное развитие
подростков. Подростки с нарушениями зрения имеют недостаточно сформированную эмоционально-волевую
сферу; также недостаточно сформирована компетентность в проявлении эмоций и рефлексивных
проявлениях; отмечается вторичное формирование выраженных психоэмоциональных отклонений.
Осознание собственных зрительных дефектов формирует
психологическую депривацию на эмоциональном уровне, способствует развитию нежелательных черт характера и моделей поведения, закрепляющихся на эмоциональном уровне.
У подростков с сенсорной депривацией
часто преобладают эмоциональные нарушения: гнев, страх,
робость, тревога; нарушения поведения: негативизм, агрессивность, враждебность, а также несформированность эмоционально-волевой
регуляции поведения. Отдельное место в эмоционально-волевой сфере занимают эмоции
вины, страха и обиды, социальные страхи, и т.д. Способность к эмоциональному отклику и заражению
недостаточно развита вследствие имеющихся проблем в идентификации и подражании.
Дефект зрительного восприятия
порождает у подростков трудности организации процессов межличностного
общения, способствует развитию таких черт характера как, мнительность, боязливость,
конформность, застенчивость, тревожность, эгоизм, раздражительность. Это приводит к развитию социальной
агрессии, замкнутости и тревожности как модели защитного поведения в социальном
пространстве взаимоотношений.
Коррекционная
направленность обучения подростков с нарушениями зрения в инклюзивном классе предусматривает
подбор методов и средств обучения в соответствии с его зрительными возможностями
и особенностями психофизического развития.
Знание особенностей
психофизического развития учащихся с нарушениями зрения позволяет подобрать соответствующие
методические приемы и средства обучения, а также содержание коррекционной работы
на уроке и во внеурочной деятельности. Специально организованное воспитание и обучение данной
категории детей способно снизить риск развития эмоциональных нарушений. Психологическая
коррекция и реабилитация включает коррекцию социального взаимодействия, поведенческих
аспектов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 1.1 Классификация нарушений зрения
Проблеме изучения
нарушений зрения посвящены работа таких ученых, как В.З. Денискина [5], В.П. Ермакова [9], А.Г. Литвак [17], Г.В.
Никулиной [22] и др. Актуальность данной проблемы
обусловлена тем, что нарушения зрительных функций напрямую обусловливают
процесс психического развития ребенка, и диктуют необходимость построения определенного
вида психолого-педагогического воздействия. В качестве условий обучения, воспитания
детей с нарушениями зрения является точное понимание состояния зрительных функций
детей.
В зависимости от степени нарушения
зрительной функции существует деление на слепых, лиц с ослабленным зрением слабовидящих.
Нарушения зрительной функции диагностируется в соответствии с уровнем снижения остроты
зрения, которое можно трактовать как способность глаза видеть две светящиеся точки
при минимальном расстоянии между ними.
Согласно классификации В.З.
Денискиной [5, 6] существуют следующие подкатегории детей в соответствии со степенью
нарушений зрения и зрительных возможностей и в соответствии с возможностями использования
зрительного анализатора в коррекционно-педагогическом процессе.
Слепые дети. Острота зрения
данной подкатегории детей находится в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше
видящем глазу с коррекцией очками. А также, дети с более высокой остротой зрения
(вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов
или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной
и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение.
Таким образом, острота зрения не является единственным критерием слепоты.