Курсовая теория на тему Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. Возрастно-педагогические
основы развития детей с нарушениями слуха 5
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями слуха. 5
1.2 Особенности детей с нарушениями
слуха. 8
1.3 Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом 11
Выводы по 1 главе. 15
ГЛАВА 2. Особенности психического
развития детей раннего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 17
2.1
Специфика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. 17
2.2 Проявления эмоционального
дистресса у детей с нарушениями слуха. 20
2.3 Игровая деятельность детей с нарушениями слуха. 22
Выводы по 2 главе. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
Введение:
Проблема детей с нарушениями слуха является актуальной
на данном этапе развития современного общества и является одной из основных и
сложных в организации обучения и установлении межличностных отношений.
Ребенок с нарушениями слуха не овладевает языком так
же, как дети, которые слышат, им нужна особая система образования и воспитания.
Проблема многогранна. Вопросы изучаются в различных
аспектах: определение феномена нарушения слуха, анализ основных аспектов,
влияющих на слух.
Нарушение слуховой функции ограничивает межличностные
контакты, что приводит к обеднению опыта социального общения, несовершенству
межличностных отношений, замедлению развития социального восприятия и
рефлексии.
Мир звука очень разнообразен. Существуют следующие
типы звуков: технические, природные, материальные и музыкальные. Особую группу
составляют реальные звуки, играющие в первую очередь коммуникативную роль. Звуковой
сигнал является основным носителем информации в общении людей. Кроме того, слух
позволяет ребенку слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с
другими детьми и приобретать коммуникативные навыки.
Слух — это больше, чем просто одно из чувств; слух
играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Звук обогащает
взгляд ребенка на мир. Звук является одним из регуляторов поведения и
деятельности человека. Бинауральность слуха, или способность воспринимать звук
двумя ушами, позволяет точно определять расположение объектов в пространстве.
Динамические или временные характеристики имеют принципиальное значение для
формирования слухового образа, так как выраженность звукового процесса во
времени является специфической особенностью звука.
Одним из важнейших способов эмоционально-эстетического
развития звука является музыка, восприятие которой основано на слуховой основе.
Через музыку содержание образов, состояний и чувств передается ребенку.
Нарушения слуха довольно часто встречаются как у
взрослых, так и у детей. Часто эти нарушения носят временный характер,
например, при воспалении среднего уха — отите, простуде и др. Нарушение
слуховой функции приводит к серьезным последствиям: ограничению межличностных
контактов, что приводит к обеднению опыта социального общения, несовершенству
межличностных отношений.
Рау Ф. Ф. считал, что главным критерием отнесения
человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть речевая
чувствительность. Способность различать отдельные элементы языка на слух
определяется, с одной стороны, объемом и остротой слухового восприятия, с
другой — степенью развития устной речи.
Различные аспекты развития детей с нарушениями слуха
изучаются в современной психологии отечественными и зарубежными психологами (Т.
Г. Богданова, Т. А. Григорьева, И. М. Соловьева, Н. В.Яшкова, П. Олерон и др.).
Исходя из вышесказанного, я определю предмет, цели,
задачи и структуру данной темы.
Цель
работы: рассмотреть особенности психического развития детей
раннего возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза:
развитие слухового восприятия у дошкольников детей раннего возраста с
нарушением слуха будет эффективным, если в процессе его формирования и
коррекции целенаправленно использовать игровую деятельность.
Объект
исследования: нарушение слуха детей раннего возраста.
Предмет
исследования: особенности развития глухих детей.
Задачи
исследования:
— рассмотреть
психолого-педагогическую
характеристику детей с нарушениями слуха;
— определить особенности
детей с нарушениями слуха;
— изучить
задачи и
принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом;
— выявить специфику
развития речи дошкольников с нарушениями слуха;
— рассмотреть проявления эмоционального дистресса у детей с нарушениями
слуха;
— охарактеризовать
игровую деятельность детей с нарушениями
слуха.
В соответствии с целью, объектом, предметом
исследования, использовался метод
исследования: анализ психолого-педагогических источников по теме
исследования.
Заключение:
Слабослышащие
дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом
познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно
расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило
в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития
слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются
особенности психического и умственного развития.
Если оставить
без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с
вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память,
внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом,
психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам,
что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за
ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность
слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры.
Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции.
Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
Дети с
нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество
элементов, чем дети с нормой слуха.
Дети с нормой
слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом
контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, такие контакты довольно
сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на
те же самые объемы, что и здоровый ребенок.
Обучение детей
с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители,
и специалисты параллельно.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Возрастно-педагогические
основы развития детей с нарушениями слуха 1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями слуха У слабослышащих и глухих детей с ранними
приобретенными или врожденными нарушениями слуха статические и
опорно-двигательные функции отстают в своем развитии. В первый год жизни глухие
дети имеют отставание в сроках удержания головы, задержку в обучении ходить.
Дети часто не имеют того двигательного опыта, который есть у слышащих детей к
этому времени: они не умеют быстро бегать, прыгать, ползать или совершать простые
движения, подражая взрослым. Сформированные движения характеризуются нарушением
координации, ориентации в пространстве, боязнью высоты, медлительностью и
скованностью. Наибольшая особенность в развитии двигательных навыков у
дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скорости и равновесия.
Слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют заданий по поддержанию
статического равновесия, с которыми справляются слышащие сверстники. Хотя дети
с нарушениями слуха начинают улучшать свое равновесие уже в дошкольном
возрасте, кардинальных изменений не происходит. В плане равновесия глухие дети
уступают не только слышащим детям, но и слепым, слабовидящим и умственно
отсталым детям.
Для многих слабослышащих
и глухих детей характерны нарушения мелкой моторики (движений пальцев,
артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на формировании
различных видов детской деятельности. При выполнении многих движений, в том
числе бытовых, дети с нарушениями слуха создают ненужный шум, нерегулярные и медленные
движения. Это проявляется примерно в походке, шарканье ног, неулыбчивых и
нескоординированных движениях. Наблюдается асимметрия шагов, раскачивание тела,
повышенная резкость движений. Отсутствие вербальной коммуникации в процессе
формирования движений также является одной из причин, снижающих качество
движений.