Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы изучения
психического развития младших школьников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 5

1.1 Лингвистические аспекты изучения
фонематических процессов. 5

1.2 Характеристика фонематических
процессов. 7

1.3 Научно-теоретические аспекты
проблемы формирования фонематического восприятия. 9

Вывод по главе 1. 12

Глава 2
Особенности психического развития младших школьников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 13

2.1
Возрастные особенности развития младшего школьника. 13

2.2
Характеристика детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 19

2.3 Характеристика
психических процессов младших школьников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 22

Выводы по главе 2. 25

Заключение. 26

Список литературы и использованных источников. 27

  

Введение:

 

Речевая деятельность ребенка представляет собой сложную форму
деятельности, в функционировании которой принимает участие большое количество
компонентов: сенсорные анализаторы (слух, зрение, кинестетическая и
проприоцептивная чувствительность), фонематическое восприятие, моторные
действия и др. Нарушение любого из компонентов речевой деятельности влечет за
собой те или иные нарушения в ее функционировании и развитии.

Фонематическое восприятие представляет собой значимую составляющую в
развитии речевой деятельности. Именно на основе фонематического восприятия
ребенок учится распознавать и дифференцировать различные звуки, в том числе
сходные по произношению, в своей и чужой речи, что позволяет правильно понимать
говорящего. Кроме того, развитое фонематическое восприятие является основой
слухового контроля за правильностью и понятностью собственной речи. Наконец,
фонематическое восприятие имеет большое значение в процессе овладения ребенка
письмом и чтением. При формировании навыков чтения и письма  важную роль играет уровень речевого развития
ребенка: должны быть сформированы все ее компоненты, в том числе большое
значение имеет фонематическая сфера. Нарушения в развитии речи, как правило,
характеризуются той или иной степенью нарушения фонематического восприятия.

Одним
из довольно часто встречающихся нарушений является фонетико-фонематическое
недоразвитие речи. Данное состояние может диагностироваться у детей с разными речевыми
патологиями: дизартрией, ринолалией, некоторыми формами дислалии.

Хотя
данная патология и не относится к тяжелым нарушениям речи, однако, она
оказывает специфическое влияние на развитие и формирование всех сфер жизни
ребенка, и также, как любое другое нарушение речи требует своевременной
логопедической коррекции.

Также
следует отметить, что наличие нарушений в формировании речевой деятельности
влечет за собой ряд вторичных нарушений в формировании психических процессов
детей, в развитии их графических и моторных навыков. В целом, можно говорит об
определенном своеобразии психической сферы младших школьников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи, что необходимо учитывать при
конструировании схемы коррекционной логопедической деятельности.

Проблеме
фонетико-фонематического недоразвития речи уделяли внимание такие
исследователь, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, Т.А.
Ткаченко, Белякова Л.И., Усанова Н.О., Гаркуша О.Ф и др.

Объект исследования: младшие школьники с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности психического развития младших
школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель исследования: выявить особенности психического развития младших
школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
лингвистические аспекты изучения фонематических процессов;

2. Охарактеризовать
особенности фонематических процессов;

3. Рассмотреть
общие возрастные особенности психического развития младших школьников;

4. Охарактеризовать
особенности психического развития младших школьников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования,
использовался метод исследования: анализ психолого-педагогических источников по
теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи представляет собой одну из форм нарушений формирования
речевой деятельности, при котором в первую очередь страдают фонематические
процессы, звукопроизношение. Данный вид нарушения относится к нетяжелым формам
нарушения речи, однако влечет за собой определенные нарушения в психическом
развитии детей, недостатки процесса формирования навыков чтения и письма,
особенности поведения. Так, например, исследователи отмечают, что младшие
школьники, у которых выявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, характеризуются
суженным объемом памяти, недостаточным объемом памяти, сниженной способностью к
восприятию. Таким детям сложнее дается восприятие инструкции, особенно сложной,
которая дается педагогом.

Недостатки
фонематических процессов и связанные с ними нарушения звукопроизношения,
восприятия звуковой стороны речи и всех других аспектов речевой деятельности
приводит к сложностям в формировании навыков чтения и письма, освоения
математического содержания. Незрелость физиологических систем обуславливает
низкий уровень готовности к обучению в школе.

Таким образом,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи в младшем школьном возрасте
становится фактором, приводящим 
формированию ряда вторичных психических и поведенческих недостатков,
которые в свою очередь обуславливают недостатки учебной деятельности и освоения
учебного содержания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы изучения психического развития
младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

1.1
Лингвистические аспекты изучения фонематических процессов Современные научные
исследования в области логопедии позволяют говорить о том, что механизм формирования
устной речи не заключается только в количественном накоплении двигательных
умений произношения речевых звуков. Для русского языка является типичным
использование большого количества звуков, однако звучание соответствует определенной
системе. В русском языке зафиксировано определенное число основных звуков. Для
каждого конкретного произношения определенного звука речи является типичным
наличие индивидуальных характеристик, которые детерминируются конкретными
условиями. Можно дифференцировать ряд специфических свойств произношения:

— отличия в высоте,
тембре, интонации и других признаков, обусловленных характеристиками голоса;

— разница в сочетаниях
данного звука с другими (ба, бо, бу и т. д.)

— различные позиции звука:
ударность, безударность, переход звонкого в глухой и т. п.

Помимо этого, на
особенности фонемы может оказывать воздействие и специфика голоса, и рядом
стоящие фонемы, разная позиция в слове, ударение [24].

Язык как система звуков
речи подразумевает исключительно основные звуки. Таких звуков небольшое
количество, однако речевая коммуникация посредством данных звуков оказывается
доступной. Главную роль в данном случае выполняет смыслоразличительная функция,
реализуемая звуками речи. Для большого количества языков, среди которых
находится и русский язык, типичным является то, что в различении значений слов
необязательно присутствие совершенно разных звуков. В определенных ситуациях
может быть достаточно присутствие хотя бы одного отличного звука, например, в
словах «дом» — «том», «гора» — «кора» замена одного первого звука другим
оказывается достаточной для преобразования значения слова. Это могут быть сходные
по звучанию фонемы (т-д, к-г), как в приведенных выше примерах, так и более
далекие [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы