Курсовая теория на тему Особенности проявления уровня тревожности у студентов первых и выпускных курсов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы изучения тревожности личности в учебных заведениях 5
1.1.
Психологический анализ тревоги как состояния личности. 5
1.2. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной
деятельности студентов 12
3. Способы
проявления уровня тревожности у студентов первых и выпускных курсов и методы их
регуляции. 16
Заключение. 21
Список использованной
литературы 23
Введение:
Студент
– это качественно новый статус, который получает ученик старшей школы после
вступления в высшее учебное заведение. Теперь перед бывшим школьником возникает
ряд других задач и испытаний, которые он должен самостоятельно решить и пройти.
И хотя первые этапы пребывания студента в стенах вуза в основном с насыщенными
положительными эмоциями, прежде всего от осознания им самого факта вступления в
желаемый вуз, наряду с этим вчерашних старшеклассников сопровождает чувство
тревожности от изменения окружения. Ведь здесь нет поддержки старых и верных
друзей – одноклассников, любимых учителей, родителей, страх перед всем
незнакомым, что связано с получением профессии в университете. В то же время
подобные негативные эмоциональные чувства присущи и опытным студентам, особое
волнение в которых вызывают многочисленные самостоятельные, модульные
контрольные работы, экзаменационные сессии (привыкнуть к которым через их
естественную напряженность просто невозможно), участие в научно-практических
конференциях, где каждый должен показать себя как можно с лучшей стороны,
максимально раскрыть свои знания, проявить собственные умения и навыки.
Сопровождая таким образом будущего специалиста на всех этапах его
профессионализации в вузе, тревожность отрицательно сказывается не только на
физическом, но и психическом здоровье студенческой молодежи, требует
основательного изучения путей ее предупреждения и преодоления.
Актуальность
данной работы обусловлена недостаточностью знаний о системной взаимосвязи
между некоторыми психологическими переменными такими, как тревожность и
самооценка.
Потребность
в этих знаниях выражается не только в научном, но и практическом интересе,
поскольку они открывают возможности целостного понимания личности.
Изучение
ситуационных и личностных характеристик тревожности у студентов первых и
выпускных курсов предусматривает изучение как общего уровня тревожности
студента в целом, так и отдельных факторов и ситуаций, которые повышают уровень
их тревожности в учебном заведении (то есть изучение реактивной и личностной
тревожности). Поэтому мы решили построить свое исследование таким образом,
чтобы в результате получить целостную картину тревожности студентов.
Преодоление
тревожности у студентов должно стать одним из ведущих задач функционирования
психологической службы в вузе, но действительность свидетельствует, что
профилактике и коррекции тревожности до сих пор не уделяется необходимого
внимания и времени. Таким образом, коррекция тревожности у студентов первых и
выпускных курсов остается актуальной проблемой.
Цель –
теоретически обосновать особенности проявления уровня тревожности у студентов
первых и выпускных курсов.
Задачи:
— провести психологический анализ тревоги
как состояния личности;
— выявить
эмоциональную регуляцию учебно-познавательной деятельности студентов;
— проанализировать
способы проявления уровня тревожности у студентов первых и выпускных курсов и
методы их регуляции.
Заключение:
Подводя
итог проведенного нами анализа понятия тревожности, можно констатировать, что
отечественными психологами исследования данной проблемы проводились, довольно редко,
и они носят разрозненный и фрагментарный характер. Анализ основных работ
зарубежных авторов показал, что в понимании природы тревожности прослеживаются
два подхода – понимание тревожности как данной человеческой свойства от природы
и как реакцию на опасный внешний мир. Тревожность, с одной стороны, способствует
успешности деятельности в простых для индивида ситуациях, а с другой препятствует
и даже приводит к полной дезорганизации деятельности в сложных ситуациях. То
есть тревожность как личностная черта оказывает неоднозначное влияние на эффективность
познавательной деятельности, определяется степенью соответствия уровня тревоги
оптимального для конкретного человека состоянием. В целом, эффект может быть мобилизующий,
так и дезорганизующее, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более
вероятный дезорганизующий эффект.
Тревожная
личность характеризуется низкой самооценкой, страхом потерпеть неудачу,
конформизмом, но и развитыми чувствами ответственности, совестливости,
обязательности, скромности. Стойка тревожность влияет на деятельность и
развитие личности. Анализ ряда форм тревожности свидетельствует, что она сама
нередко выполняет защитную функцию. Иногда тревожность может оказать и
положительное влияние на развитие личности и на деятельность, но это зависит от
особенностей приспособительной, адаптивного поведения индивида.
Так,
рассматривая уровень факторов формирования тревожности в высшем учебном
заведении оказалось, что у студентов первых и выпускных курсов повышенная
тревожность, связанная с фрустрацией потребности в достижении успеха, общей
тревожностью, страхом самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих,
непопулярностью выбранной профессии, отсутствие вакансии на рынке труда и т.д.
Студенты,
имеющие высокий уровень тревожности часто не уверены в себе, замкнуты,
стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный
уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной
приспособленности к ситуации, в которой находится студент.
В
целях благоприятного взаимодействия со студентами первых и выпускных курсов
преподавателям необходимо обратить внимание на то, что преодоление высокой
тревожности возможно при смещении акцента внимания от неуспешных действий и
слабых сторон индивидуальности студентов к организации помощи в осознавании ими
целей учебной деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Студентам
с преобладанием низкой тревожности следует уделить особое внимание к мотивам
деятельности и развития чувства ответственности. При этом коррекция поведения
студентов может происходить через осознание ими своих ошибок в поведении прямо
во время аудиторных занятий: лекции соответствующей тематики или специально
организованные практические занятия (ролевые игры).
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы изучения
тревожности личности в учебных заведениях 1.1.
Психологический анализ тревоги как состояния личности В
отечественной психологии тревожность традиционно рассматривалась как проявление
неблагополучия, вызванная нервно-психическими и тяжелыми соматическими
заболеваниями вследствие перенесенной психологической травмы.
Прежде
чем рассматривать тревожность, подчеркнем разницу между тревогой и страхом. На
первый взгляд, как указывает В.М. Астапов, разница проста: страх – это реакция
на конкретно существующую угрозу; тревожность – это состояние неприятного предчувствия
без видимой причины. Однако в научной литературе не всегда выдерживается это разделение.
П.
Тиллих считает, что страх и тревожность – неотъемлемые: они тесно связаны между
собой. Он определяет тревожность как страх перед неизвестным.
Таким
образом, тревога – это базисная реакция, общее понятие, а страх – это выражение
того же качества, но в объективной форме. Именно поэтому тревога в дальнейшем рассматриваться
в тесной связи со страхом.
В
наше время отношение к явлению тревожности существенно изменилось, и мысли по
этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными.
Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что ее не
следует рассматривать изначально как негативную черту личности.
Для
каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая
полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности [13,
c.
173].