Курсовая теория на тему Особенности проявлений фонетико фонематического недоразвития речи у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ФФНР 5
1.1 История изучения фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) 6
1.2 Онтогенез речевого развития детей дошкольного возраста 8
1.3 Онтогенез формирования звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия 12
Глава 2. Проявление ФФНР у детей дошкольного возраста 19
2.1 Характеристика детей с ФФНР 19
2.2 Особенности формирования речи у детей с ФФНР 23
2.3 Нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР 25
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение:
Актуальность. В современной логопедии, понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (ФФН) понимают как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой деятельности (деятельности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики (Г.Левина, В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева, Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина, Т.Филичева).
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ФФН составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.
Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла. Современный уровень научных знаний о языке и речевая деятельность, нашли отражение в лингвистических, психолого-педагогических, психо – и нейролингвистических, лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и уточнение основных подходов, принципов и средств организации и проведения коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в особенностях проявления фонетико-фонематического недоразвития у школьников.
Цель исследования заключается в изучении особенностей и специфики фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Объект исследования ¬- процесс развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. осуществить анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
2. охарактеризовать особенности развития различных компонентов речи у детей с ФФН дошкольного возраста;
3. определить особенности онтогенеза речи у детей с ФФНР;
4. изучить характеристику детей с ФФНР.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
Теоретико-методологическая основа исследования: Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.).
Заключение:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является сложным системным речевым нарушением, которое задерживает, замедляет и искажает спонтанное речевое развитие, вследствие чего различные звенья речевой системы остаются несформированными.
Для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерны:
• стойкое и длительное отсутствие подражания речи взрослых и появления новых лексем;
• трудности выбора фонем и порядка их расположения;
• воспроизведение, в основном, сокращение слов за счет пропуска отдельных фрагментов;
• многочисленные аграматизмы;
• низкая речевая активность.
Это свидетельствует о несформированности языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций, описанных в научных трудах Б. М. Гриншпун, А. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, и другие.
Знание особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются важными и необходимыми, как для более глубокого понимания детей этой категории, выяснения психологических механизмов речевых нарушений, так и для создания новых подходов к определению наиболее оптимальных и адекватных направлений коррекционно-развивающего и упреждающего обучения дошкольников.
Специфические особенности, коррекционно-воспитательного обучения детей-логопатов обусловили появление понятий о специальных методических, лого-дидактических принципов: онтогенетический (индивидуального развития); этиопатогенетический (учета причин и механизмов нарушения, систематичности, комплексности); деятельностный (учет ведущего вида деятельности согласно возрасту); дифференцированного подхода; использование обходных методов (учет личностных особенностей); структурно-динамического изучения (представление о речи как сложную функциональную систему с взаимодействием структурных компонентов), как устойчивые требования для успешного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
В дошкольных заведениях компенсирующего типа для детей с нарушением речи, в частности в группах для детей с ФФНР, предусматривается четкая организация всего коррекционно-воспитательного процесса, а именно: своевременное обследование детей, планирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, систематическое заполнение необходимой документации логопеда, рациональное составление расписания занятий, совместная работа логопеда с воспитателями групп, обеспечение специального дошкольного учреждения необходимыми устройствами и наглядностью.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Осуществили анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
2. Охарактеризовали особенности развития различных компонентов речи у детей с ФФН дошкольного возраста;
3. Определили особенности онтогенеза речи у детей с ФФНР;
4. Изучили характеристику детей с ФФНР.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования и выполнили все поставленные перед нами задачи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ФФНР
1.1 Изучение фонетико-фонематического недоразвития речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1,с.292]. Для детей с ФФН характерны трудности в овладении звукопроизношением.
Развитие речевой компетентности является первоочередной задачей специального дошкольного учебного заведения компенсирующего типа для детей с нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа предполагает формирование у дошкольников умений ловко, координировано владеть артикуляционным, дыхательным и голосовым аппаратом, четко произносить и различать звуки, воспроизводить составную структуру слов, соответственно подбирать слова и грамматически правильно строить предложения и связные высказывания.
По психолого-педагогической классификации речевых недостатков к нарушениям средств общения, кроме общего недоразвития речи, относят также фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования звуко-произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи имеет несколько степеней выражения, а именно: а) легкий, при котором наблюдается недостаточное различение фонем, трудности в звуковом и составному анализе, особенно в выделении отдельных звуков, которые нарушены в произношении; б) средний, который характеризуется недостаточной дифференциацией значительного количества звуков из нескольких фонетических групп, даже при их произношении; в) тяжелое, когда навыки звукового и слогового анализа формируются со значительными трудностями и трудно дифференцируются отношения между звуковыми элементами (Г. А. Каше, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Обычно в норме до четырех лет ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка и произносит большинство звуков, кроме [л], [р’] и [р] (о. М. Гвоздев, О. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Ю. Хватцев, Н. О. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Однако у детей пятого года жизни с ФФНР формирование как фонетической, так и фонематической составляющих речи имеют свои специфические особенности. Целесообразно рассмотреть их по следующим направлениям: 1) анатомо-физиологические предпосылки речевой функции; 2) просодические компоненты речи; 3) фонетическая составляющая вещания; 4) фонематическая составляющая речи.
Исследование показало, что контингент средней логопедической группы для детей с ФФНР является разнородным[1]. В его состав входят: а) дети с дислалией [2]; б) дошкольники с дизартрией; в) дошкольники с нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (дети с ринолалией); г) дети с недостаточно сформированной звуко-произносительной составляющей и с патологически ускоренным темпом речи (дошкольники с тахилалией на фоне простой дислалии); г) дошкольники с нарушениями голоса (дети с дисфонией) на фоне простой дислалии. Наличие в одной группе такого количества детей с различными логопедическими заключениями требует дифференцированного подхода как к диагностике, так и к преодолению выявленных речевых нарушений.
Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.