Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности проявлений фонетико фонематического недоразвития речи у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ФФНР 5
1.1 История изучения фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) 6
1.2 Онтогенез речевого развития детей дошкольного возраста 8
1.3 Онтогенез формирования звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия 12
Глава 2. Проявление ФФНР у детей дошкольного возраста 19
2.1 Характеристика детей с ФФНР 19
2.2 Особенности формирования речи у детей с ФФНР 23
2.3 Нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР 25
Заключение 33
Список используемой литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность. В современной логопедии, понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (ФФН) понимают как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой деятельности (деятельности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики (Г.Левина, В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева, Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина, Т.Филичева).
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ФФН составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.
Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла. Современный уровень научных знаний о языке и речевая деятельность, нашли отражение в лингвистических, психолого-педагогических, психо – и нейролингвистических, лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и уточнение основных подходов, принципов и средств организации и проведения коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в особенностях проявления фонетико-фонематического недоразвития у школьников.
Цель исследования заключается в изучении особенностей и специфики фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Объект исследования ¬- процесс развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. осуществить анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
2. охарактеризовать особенности развития различных компонентов речи у детей с ФФН дошкольного возраста;
3. определить особенности онтогенеза речи у детей с ФФНР;
4. изучить характеристику детей с ФФНР.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
Теоретико-методологическая основа исследования: Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является сложным системным речевым нарушением, которое задерживает, замедляет и искажает спонтанное речевое развитие, вследствие чего различные звенья речевой системы остаются несформированными.
Для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерны:
• стойкое и длительное отсутствие подражания речи взрослых и появления новых лексем;
• трудности выбора фонем и порядка их расположения;
• воспроизведение, в основном, сокращение слов за счет пропуска отдельных фрагментов;
• многочисленные аграматизмы;
• низкая речевая активность.
Это свидетельствует о несформированности языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций, описанных в научных трудах Б. М. Гриншпун, А. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, и другие.
Знание особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются важными и необходимыми, как для более глубокого понимания детей этой категории, выяснения психологических механизмов речевых нарушений, так и для создания новых подходов к определению наиболее оптимальных и адекватных направлений коррекционно-развивающего и упреждающего обучения дошкольников.
Специфические особенности, коррекционно-воспитательного обучения детей-логопатов обусловили появление понятий о специальных методических, лого-дидактических принципов: онтогенетический (индивидуального развития); этиопатогенетический (учета причин и механизмов нарушения, систематичности, комплексности); деятельностный (учет ведущего вида деятельности согласно возрасту); дифференцированного подхода; использование обходных методов (учет личностных особенностей); структурно-динамического изучения (представление о речи как сложную функциональную систему с взаимодействием структурных компонентов), как устойчивые требования для успешного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
В дошкольных заведениях компенсирующего типа для детей с нарушением речи, в частности в группах для детей с ФФНР, предусматривается четкая организация всего коррекционно-воспитательного процесса, а именно: своевременное обследование детей, планирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, систематическое заполнение необходимой документации логопеда, рациональное составление расписания занятий, совместная работа логопеда с воспитателями групп, обеспечение специального дошкольного учреждения необходимыми устройствами и наглядностью.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Осуществили анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
2. Охарактеризовали особенности развития различных компонентов речи у детей с ФФН дошкольного возраста;
3. Определили особенности онтогенеза речи у детей с ФФНР;
4. Изучили характеристику детей с ФФНР.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования и выполнили все поставленные перед нами задачи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения ФФНР
1.1 Изучение фонетико-фонематического недоразвития речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1,с.292]. Для детей с ФФН характерны трудности в овладении звукопроизношением.
Развитие речевой компетентности является первоочередной задачей специального дошкольного учебного заведения компенсирующего типа для детей с нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа предполагает формирование у дошкольников умений ловко, координировано владеть артикуляционным, дыхательным и голосовым аппаратом, четко произносить и различать звуки, воспроизводить составную структуру слов, соответственно подбирать слова и грамматически правильно строить предложения и связные высказывания.
По психолого-педагогической классификации речевых недостатков к нарушениям средств общения, кроме общего недоразвития речи, относят также фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования звуко-произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи имеет несколько степеней выражения, а именно: а) легкий, при котором наблюдается недостаточное различение фонем, трудности в звуковом и составному анализе, особенно в выделении отдельных звуков, которые нарушены в произношении; б) средний, который характеризуется недостаточной дифференциацией значительного количества звуков из нескольких фонетических групп, даже при их произношении; в) тяжелое, когда навыки звукового и слогового анализа формируются со значительными трудностями и трудно дифференцируются отношения между звуковыми элементами (Г. А. Каше, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Обычно в норме до четырех лет ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка и произносит большинство звуков, кроме [л], [р’] и [р] (о. М. Гвоздев, О. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Ю. Хватцев, Н. О. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Однако у детей пятого года жизни с ФФНР формирование как фонетической, так и фонематической составляющих речи имеют свои специфические особенности. Целесообразно рассмотреть их по следующим направлениям: 1) анатомо-физиологические предпосылки речевой функции; 2) просодические компоненты речи; 3) фонетическая составляющая вещания; 4) фонематическая составляющая речи.
Исследование показало, что контингент средней логопедической группы для детей с ФФНР является разнородным[1]. В его состав входят: а) дети с дислалией [2]; б) дошкольники с дизартрией; в) дошкольники с нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (дети с ринолалией); г) дети с недостаточно сформированной звуко-произносительной составляющей и с патологически ускоренным темпом речи (дошкольники с тахилалией на фоне простой дислалии); г) дошкольники с нарушениями голоса (дети с дисфонией) на фоне простой дислалии. Наличие в одной группе такого количества детей с различными логопедическими заключениями требует дифференцированного подхода как к диагностике, так и к преодолению выявленных речевых нарушений.
Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы