Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с ринолалией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Ринолалия как речевое нарушение. 6

Определение ринолалии. 6

Причины ринолалии. 7

Формы ринолалии. 8

Открытая форма ринолалии. 8

Закрытая форма ринолалии. 11

Смешанная ринолалия. 12

Коррекция ринолалии. 13

2. Речевая и неречевая
симптоматика у детей дошкольного возраста с ринолалией  14

3.   Логопедическая работа над произносительной стороной речи у
дошкольников с ринолалией. 21

Заключение. 27

Список
литературы. 29

  

Введение:

 

Правильная и грамотная речь – одно из
главных  условий разностороннего
становления человека. Речевая функция играет важную роль в жизни человека, а правильная речь, как правило,
обеспечивает успешное усвоения грамоты и чтения.

Нарушения речи негативно влияют на
формирование ребёнка в целом, он испытывает трудности в общении с окружающими.
Несформированность познавательных процессов, как правило, затрудняет развитие
полноценной личности.

На
сегодняшний день в работах отечественных ученых часто используется независимое
мнение, что ринолалия — это особо сложная клиническая форма протекания речевой
патологии. Это обусловлено тем, что, ринолалия выступает как нарушение тембра
голоса и звукопроизношения, которая характеризуется определенными
анатомическими и физиологическими недостатками речевого аппарата. При ринолалии
возникает назализованный оттенок тембра голоса, а артикуляция и фонация таких
детей значительно отличаются, от тех у которых наблюдается  более легкие речевые нарушения.

Для
разработки наиболее продуктивной системы коррекционной работы с
детьми-ринолаликами важно знать особенности развития их речи. Речь страдает
тяжелее других функций, поскольку она с самого начала развивается неполноценно.
Формирование правильной речи является важным элементом в системе педагогической
адаптации детей с нарушением, что бы помочь им реабилитироваться в социуме.

Актуальность
исследования. Тема данной курсовой работы очень актуальна в
настоящее время. Это можно объяснить, в первую очередь, тем, что наличие
речевых отклонений у детей становится всё более частым явлением. В данной работе мы рассмотрим такое речевое нарушение как
ринолалия. Основным дефектом при таком нарушении является расщелина губы и неба,
который влечёт за собой ряд других патологических изменений и функций
артикуляционного аппарата, которые обостряют нарушение речи. По статистике, в среднем на 1000 детей рождается один
с таким нарушением как ринолалия. Следовательно, в
данной области требуется производить исследования и развивать методологический
аппарат коррекционного воздействия на особенности речи данных детей.

Речь играет очень важную роль при
социализации дошкольника в обществе. Своевременно и правильно сформированная
речь положительно сказывается на развитии личности ребёнка. Ринолалия, в свою
очередь, является тяжёлым речевым расстройством. При таких расстройствах у
ребёнка могут наблюдаться нарушения фонетической стороны речи. Нарушения
отдельных звуков и нарушение всей системы звукопроизношения сильно сказываются
на развитии ребёнка в целом.

Проблемой изучения ринолалии
занимались такие известные ученые, как: В. М.
Мессина, Г. В. Кручинский, Ю. М. Вернадский, Н. И. Каспарова, Б. Я. Булатовская,
Алмазова, Е.В. Лаврова. Волосовец [4] и др.

Проблема исследования состоит в том, что в
настоящее время недостаточно разработана
коррекционная работа данного нарушения, проблема реабилитации детей с данным
видом нарушения является одной из наиболее актуальных в современном мире.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе мы рассмотрели понятие ринолалии,
виды, логопедическую работу по устранению ринолалии. Изучив педагогическую
литературу, мы выявили:

Данные
дефекты являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на
раннем этапе внутриутробного развития. Отмечается также наследственный характер
этой аномалии. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери
краснухой, малярией, алкоголь, курение.

У детей,
имеющих патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата,
присутствуют различные отклонения в развитии звуковой стороны речи, также в
разной степени страдают различные структурные компоненты речи. Прослеживается
нарушение моторной сферы. В устной речи отмечается бедность. Речь таких детей в
целом бывает малопонятной, лишенной интонационной выразительности,
немодулированной, монотонной.

При
врожденных расщелинах нарушение речи протекает тяжелее всего, отмечается ее обедненность.

Наблюдается
позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых
слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сенситивным для
формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е.
начинается искаженный путь развития речи в целом. Это является причиной
серьезных коммуникативных затруднений. Особенности устной речи детей с
ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других
речевых процессов.

В связи с нарушением периферического аппарата
речи у ринолаликов прослеживается несформированность речевой артикуляции.
Неразвиты мышцы рта или слабый мышечный тонус лица. Неправильная артикуляция
ведет к нарушению фонематического слуха.

Становление речи происходит на основе
услышанного, и, если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с
воспроизведением слов. Так же большое значение для развития речи имеет среда, в
которой ребенок растет и развивается.

Многие симптомы 
ринолалии похожи на симптомы дизартрии.

Дети с таким нарушением могут разделяться на
группы с нормальным психическим развитием, с задержкой умственного развития, с
олигофренией. Комплексная коррекционная логопедическая работа способствует формированию у
детей с ринолалией качественной, полноценной речи и является важным моментом в
процессе развития ребенка. Реабилитация детей с врождёнными расщелинами губы и
нёба складывается из комплексных мероприятий лечебных, логопедических и
психолого-педагогических мероприятий, которые проводятся в течение взросления
ребенка до 14-15 лет.

Организация комплексной коррекционной работы проводится с учетом основных
логопедических принципов и начинается она с углубленного обследования всех
сторон речевой деятельности.

При
коррекции ринолалии нужно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку,
занятия также проводятся индивидуально.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Ринолалия
как речевое нарушение

 Определение ринолалии Ринолалия – расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленное дефектами
строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия отличается резким искажением фонетической стороны речи, носовым оттенком согласных и
гласных звуков, к вторичным нарушениям можно отнести недоразвитие
фонематических процессов, нарушение письменной речи, ярко выраженная несформированность
лексико-грамматической стороны речи.

Диагностика при данном нарушении заключает в себе
консультацию таких специалистов как отоларинголог, челюстно-лицевой хирург,
логопед, для того чтобы выявить анатомические и функциональные дефекты
артикуляционного аппарата и уровень нарушения произносительной стороны речи
[3].

Преодоление ринолалии в основном проводиться путем хирургического вмешательства,
физиотерапевтического, ортодонтического лечения, с помощью психотерапии, и
логопедической работы.

Ринолалия нарушение звукопроизношения и тембра
голоса, вследствие которого происходит отсутствие нёбно-глоточного смыкания.

Многие исследователи, которые рассматривают данный дефект, отмечают, что 
ринолалия имеет сходство с механической
дислалией. Однако в современной
логопедии данное
нарушение выделяют как самостоятельное нарушение речи.

Для обозначения ринолалии в литературе
чаще используют такие термины как «гнусавость» или «ринофония»,
хотя оба этих понятия не в полной мере могут  отразить всю суть речевого нарушения,
потому что указывают лишь на особенности голоса(назализацию).

Наряду с этим при ринолалии страдает артикуляция и интонационная сторона речи.

Вследствие нарушения строения, в тот
момент, когда звук формируется, струя воздуха идет, меняя направление на
неправильное, это и приводит к искажению произносимого звука. Функцию
направления воздуха обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают
или закрывают проход в носовую полость [4].

В то же время голос ребенка может издавать
носовые звуки — это выглядит так, как будто он говорит через нос, или если
воздух проходит только через рот, носовые звуки [м], [н] и гласные искажаются в
речи.

Следствием
ринолалии является не только искажение звука. Нарушение
письменной речи, трудности в обогащении словарного запаса и другие расстройства,
все это может вызывать психологические проблемы.

Причины ринолалии

Причины ринолалии могут иметь как врожденный, так и
приобретённый характер происхождения.

Врождёнными причинами
ринолалии принято считать, расщелины мягкого и твёрдого нёба так называемая «заячья
губа», «волчья пасть», короткое мягкое нёбо.

Приобретенные причины ринолалии возникают при  полном или
частичном ослаблении мягкого нёба, которое выражается в трудности поднятия и
смыкании нёба с задней стенкой глотки, также при данном нарушении можно
наблюдать развитие полипов носа, опухоли носовой полости, искривление
носовой перегородки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы