Курсовая теория на тему Особенности приватизации государственного имущества по российскому законодательству
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность приватизации 5
1.2. Формы приватизации по законодательству Российской Федерации 10
2. ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 16
2.1. Актуальные проблемы правового регулирования приватизации жилых помещений в России 16
2.2. Актуальные проблемы, возникающие в процессе приватизации участков земли 20
2.3. Особенности приватизации государственных и муниципальных предприятий 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Одним из важнейших признаков характеризующих становление гражданского общества, является институт частной собственности, появление которого невозможно без приватизации. Понятие «приватизация» достаточно обширно и включает в себя такие элементы как: приватизация жилых помещений – данный вид приватизации всегда бесплатен и может производиться только для граждан, проживающих в них; приватизация земли – этот вид приватизации может быть платным, но допускается также и его бесплатная форма для граждан, которые раньше имели участок на основании пожизненного наследуемого или бессрочного владения; приватизация предприятий и другого имущества – осуществляется на возмездной основе. В этом виде приватизации в качестве приобретателей имущества могут быть не только физические лица, но и организации.
Актуальность темы исследования выражается в том, что важнейшими направлениями формирования рыночной экономики как в России, так и во всем мире в целом являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В связи с чем, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что недвижимость как объект научных исследований выступает давно, и основные аргументы уже высказывались.
Поставленные в работе вопросы были проанализированы во многих монографических и диссертационных исследованиях, многочисленных комментариях и научных статьях. Тем не менее, цивилистические представления о приватизации до настоящего времени не носят обобщающий до системности характер.
Объект исследования – общественные отношения, которые складываются в ходе приватизации государственного имущества.
Предмет исследования – нормативно – правовые акты, регулирующие отношения, которые складываются в ходе приватизации государственного имущества.
Цель исследования – рассмотреть процесс приватизации государственного имущества в России.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность приватизации;
— изучить существующие формы приватизации;
— проанализировать актуальные проблемы приватизации жилых помещений, земельных участков и предприятий в России;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Методологическую основу исследования составляет анализ, синтез, индукции, дедукции, и исторический, системный, метод сбора научной информации и другие методы исследования данной работы.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные, региональные и местные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, приватизация – это процесс изменения отношений собственности при передаче государственного предприятия в другие формы собственности, в том числе, в коллективную, акционерную и частную.
Приватизация в России прошла очень быстро, потому что ее пик пришелся на 1993 год, и не принесла тех результатов, которые стремилось получить правительство страны. Обычно процесс приватизации необходим для того, чтобы дать предприятиям «вторую жизнь» за счет передачи их частным собственникам, которые способны обеспечить их дальнейшее развитие, или для обеспечения возможности гражданам страны получить собственное жилье без значительных на это затрат. Однако в России основной целью было уменьшение доли государства в экономике после распада СССР, то есть это было стремление быстрее перейти на рыночную экономику. Именно этим обуславливается такая спешка, случаи мошенничества и малая отдача от приватизации в нашей стране.
Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Приватизация возможна лишь при соблюдении определенных принципов, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда в РФ: добровольности для граждан (ст. 1); безвозмездности независимо от занимаемого жилья (ст. 11 ч. 1); однократности бесплатной приватизации (за исключением несовершеннолетних граждан, которые вправе участвовать в приватизации жилых помещений, занимаемых по договору найма, дважды — до достижения 18 лет в составе семьи; после достижения совершеннолетия — приватизировать предоставленное им жилое помещение согласно ч. 2 ст. 11); сохранение у граждан права на приватизацию жилья при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности или их ликвидации.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Приватизация жилья подразумевает под собой переход права собственности на жилье от государства к гражданам. Собственники жилья получают возможность владеть и распоряжаться личным имуществом по своему усмотрению.
То есть, можно проживать в квартире или сдать ее в наем, продать или подарить, оставить в наследство или оформить другие сделки. Жилье, находящееся в собственности граждан, может быть принято в качестве залога при оформлении кредитного договора. Причем согласовывать с кем-то оформление такой сделки не нужно. Не нужно и спрашивать разрешения на регистрацию граждан в своей квартире.
Оформление договора о передаче жилого помещения из государственной или муниципальной собственности осуществляется в письменной формой. Право собственности на приватизированное жилое помещение возникает только с момента государственной регистрации права.
Как показывает практика, срок бесплатной передачи жилого помещения из государственной и муниципальной собственности неоднократно продлевался. Связано это с тем, что государство, передавая жилые помещения в собственность граждан, хочет заинтересовать их в более ответственном отношении уже к своей собственности, и таким образом, повысить уровень содержания и использования жилищного фонда.
С другой стороны, состояние муниципального и государственного жилищного фонда в настоящее время находится не в лучшем состоянии, и соответственно, государству экономически выгодно переложить бремя ответственности содержания и ремонта общего имущества на плечи собственников-граждан.
Поэтому каждый гражданин должен самостоятельно решить для себя необходимость участия в приватизации и правовые последствия данных действий.
Приватизация участков земли представляет собой административную процедуру, которая включает в себя действия по прекращению права собственности на участок земли у одного субъекта – государства — и появление права собственности на участок земли у другого субъекта – юридического либо физического лица. Данная процедура завершается подписанием договора купли-продажи или производится на безвозмездной основе.
Невзирая на противоречивость и очевидные недостатки регламентирования, процесс приватизации коснулся значительной части экономики государства. Естественно, приватизация участков земли явилась одним из его важнейших элементов, поскольку приобретение частной собственности на земельный участок является существенной предпосылкой оптимального развития рыночного хозяйства. Всякая хозяйственная деятельность человека (сельское хозяйство, производство, строительство) реализуется на соответствующей территории. Помимо этого, данная деятельность может быть реализована как юридическими, так и физическими лицами, которые владеют землей на различных основаниях. Этим обусловлено большое количество особенностей и проблем в регламентировании приватизации участков, а также важность последовательного и правильного правового регламентирования в этой сфере, поскольку она касается самых разных сфер человеческой деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность приватизации
С целью правильного рассмотрения характера отношений, которые возникают между субъектами в ходе приватизации, требуется определить метод и предмет правового регламентирования этих правоотношений.
В первую очередь, отметим, что приватизация выступает достаточно широким понятием.
Согласно комментариям к ст. 217 Гражданского Кодекса РФ под приватизацией понимают переход имущества (вместе с тем и жилых помещений) из муниципальной или государственной собственности в собственность юридических лиц и граждан. Было бы правильнее говорить о переходе муниципального и государственного имущества в частную собственность юридических лиц и граждан.
Приватизация реализуется в порядке, который предусмотрен законами о приватизации муниципального и государственного имущества. Притом понятие порядка приватизации имущества рассматривается довольно широко.
Оно содержит в себе вместе с тем право России на определение учреждений государственной власти (также и в субъектах России) и местного самоуправления, которые правомочны принимать решения о приватизации муниципального и государственного имущества, а также разновидностей имущества, которое подлежит приватизации.
Общего закона о приватизации муниципального и государственного имущества нет. Приватизация осуществляется по таким важнейшим направлениям: приватизация муниципальных и государственных предприятий, приватизация участков земли, приватизация жилья и других объектов социального, культурного и научного назначения.
По некоторым из данных направлений принимались законы, к примеру, Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (ред. от 20.12.2017).
Согласно положениям, которые закрепляются в ст. 1 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон о приватизации), приватизация жилых помещений — безвозмездная передача в собственность граждан России, в добровольном порядке, занимаемых ими жилых помещений в муниципальном и государственном жилищном фонде.
А для граждан России, которые забронировали занимаемые жилые помещения, — согласно месту бронирования жилых помещений.
Объектом приватизации может являться всякое жилое помещение, которое относится к муниципальному или государственному жилищному фонду (вместе с тем и ведомственное жилье), которое исходно предназначалось для предоставления гражданам согласно договорам социального найма.
Притом, согласно требованиям ст. 4 Закона о приватизации, не может приватизироваться жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии. В этом случае жилое помещение должно признаваться негодным для проживания в порядке и по основаниям, установленным Правительством РФ.
В соответствии со ст. 16 Закона о приватизации, приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами, в домах, которые требуют капитального ремонта, реализуется согласно настоящему Закону.
Наряду с этим за бывшим собственником жилого помещения сохранено обязательство по осуществлению капитального ремонта дома согласно нормам содержания, ремонта и эксплуатации жилищного фонда.
Существуют особенности разрешения вопроса о приватизации жилья, которое подверглось перепланировке и приватизации коммунальных квартир. Данное жилье может признаваться объектом, который подлежит приватизации лишь в случае соблюдения некоторых дополнительных условий.
Согласно п.2 ст. 25 Жилищного Кодекса России перепланировка жилого помещения является изменением его конфигурации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка допустима отнюдь не всегда и не может нарушать законных интересов и прав граждан, которые занимают соседние жилые помещения, а также не может вести к нарушению санитарно-технических, противопожарных и иных требований.
Следовательно, приватизация жилого помещения, которое подверглось перепланировке, недопустима, если эта перепланировка являлась незаконной (то есть не согласовывалась с уполномоченными учреждениями и не была отражена надлежащим образом в техническом паспорте).
Необходимо сказать, что изначально приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах в домах муниципального и государственного жилищного фонда запрещалась (ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда). Но данный запрет на практике значил законодательное закрепление неодинаковости граждан в зависимости от условий их жизни.
В силу этого Постановлением Конституционного Суда России от 03.11.98 N 25-П данное ограничение в приватизации для нанимателей жилых помещений коммунальных квартир муниципального и государственного жилищного фонда было признано не отвечающим ст. 19 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции России.