Курсовая теория на тему Особенности природовенческой литературы входящей в круг детского чтения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Значение природоведческой литературы в воспитании школьников и ее особенности 5
2. Основные виды природоведческой литературы в научных исследованиях 9
3. Особенности изучения природоведческой литературы в начальной школе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) обращается внимание на то, что формирование экологической культуры должно обеспечиваться на примере экологического сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды; познавательного интереса и бережного отношения к природе. Широкие возможности для этого предоставляет использование природоведческой литературы, поскольку чтение рассказов о природе дает детям знания, формирует отношение и умение взаимодействовать с природными объектами [18].
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистичные представления — знания о его предметах и явлениях, воспитать в себе способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к нему — возможно через природоведческую литературу.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научным по своему содержанию, природоведческая литература для детей должна быть одновременно художественной. Природоведческая литература предоставляет богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдения, любопытства. Она ставит новые вопросы для детей, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках педагога детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Он выходит за рамки наблюдаемого и тем самым расширяет восприятие детей, вводит те явления, которые не могут быть непосредственно восприняты. С помощью природоведческой литературы ребенок сможет узнать о природных явлениях, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать существующие представления об объектах, явлениях. Природоведческая литература раскрывает детям явления природы, помогает установить связи и отношения, существующие в природе. Именно поэтому нас заинтересовали особенности природоведческой литературы, входящей в круг детского чтения.
Объект исследования – процесс изучения природоведческой литературы в начальной школе.
Предмет исследования – особенности природоведческой литературы, входящей в круг детского чтения.
Цель работы проанализировать особенности природоведческой литературы, входящей в круг детского чтения.
Задачи работы:
— изучить особенности природоведческой литературы,
— выявить основные виды природоведческой литературы, входящих в круг детского чтения,
— определить методы ознакомления с природоведческой литературой в начальных классах.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта по ознакомлению детей с природоведческой литературой, систематизация и обобщение материала.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы могут быть положены в дальнейшее изучение методики ознакомления детей с природоведческой литературой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, наиболее важными средствами формирования экологической культуры младших школьников является природоведческая литература.
В образной форме без назидания и дидактизма она способствует возникновению и установлению у детей позитивных форм поведения в природной среде, нравственного отношения к природе во всех ее проявлениях.
Огромное значение использования литературы природоведческого содержания в процессе экологического воспитания детей обусловлено тем, что она:
— имеет научную основу, позволяющую формировать реалистичные представления об отдельных объектах и явлениях природы, потребностей, живых организмов, связи и зависимости в природе в богатые степенной иерархической последовательности и единства;
— обеспечивает целостность рационального и эмоционального в познании;
— соответствует характеру мышления и интересам ребенка.
Ценность литературы о природе заключается в том, что за счет эмоционально окрашенных образов и событий, которые описываются в книге, у ребенка формируется эмоциональное отношение к изображаемых героев, событий и явлений. Они сочувствуют героям в сложной ситуации, стремятся им помочь, защитить. В дальнейшем эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы, описанных в природоведческой литературе, переносится детьми в повседневное общение с природой, обеспечивая формирование устойчивого положительного эмоционально-ценностного отношения к ней. Это побуждает ребенка к соответствующим действиям в природе, является основой экологически целесообразного поведения.
Природоведческая литература как средство воспитания должна использоваться не только на уроках чтения, но и в сочетании с другими видами деятельности детей: экскурсии и наблюдения за изменениями в природе в разные времена года, при уходе за растениями и животными, на уроках музыки и уроках рисования и детского творчества.
В результате проводимой работы у детей повысится степень сформированности такого важного нравственного чувства, как любовь к природе, желание наблюдать её явления, видеть красоту природы в разное время года. Существенно изменится их отношение к животным и растениям: оно стало более добрым, внимательным, заботливым.
Дети, воспринимая природоведческую литературу, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, дети могут увидеть единство слова и природы.
Мы убедились, что природоведческая литература влияет на чувства и разум ребенка, обеспечивая их единство в процессе познания мира природы. Детям нравится содержание рассказов и сказок о природе, ведь растения и животные в них говорят, совершают поступки, вызывающие сочувствие, чувство радости или нежности, гнева, осуждения, недовольство и тому подобное. Как результат – меняется отношение к реальным объектам и явлениям природы: сначала оно становится просто внимательным, постепенно — гуманнее, со временем — почтительным и заботливым
Фрагмент текста работы:
1. Значение природоведческой литературы в воспитании школьников и ее особенности
В теории детской литературы нет научного определения понятия «природоведческое произведение». Но многие литературоведы считают природоведческим произведение, где основной темой является тема природы, взаимоотношений природы и человека, а основным объектом изображения выступает природный мир [2, с. 351].
Как отмечают Н.Ф. Виноградова, Л.М. Гурович и др., природоведческая литература – это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах [8, с. 17]
Цели природоведческой литературы:
1. Чтение природоведческой литературы перед наблюдением на природе: назвать ожидание встречи с природой; вызвать интерес к предстоящему наблюдению; продумать последовательность наблюдений, потому что часто текст рассказа уже содержит план наблюдения.
2. Чтение природоведческой литературы может сопровождать наблюдение. Это позволяет детям более полно ощущать красоту природы, чувствовать и понимать то, что они видят.
Основные задачи детской природоведческой литературы:
1. воспитание любопытства, вызывание интереса к активному изучению природы;
2. воспитание разумного отношения человека ко всему природному миру;
3. воспитание любви к природе, нравственное отношение детей к миру природы во всех его проявлениях.
Основное значение природоведческой литературы:
1. Помогает обогатить знания детей: передача новых знаний, пополнение, уточнение и уточнение существующих знаний.
2. Обучает вас вглядываться в окружающий нас мир, помогает искать ответы на многие вопросы и развивает познавательный интерес к природе.
3. Помогает детям узнать о природе в ее разнообразии.
4. Глубоко влияет на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические идеи: уважение и любовь к природе.
5. Преподает и эстетическое восприятие природы через образный язык и иллюстрации художников.
Детские книги о природе, как правило, написаны интересно, доступно и увлекательно. Тем не менее, любая такая работа, даже если она написана в жанре истории естествознания, должна соответствовать принципу науки, быть правдивой, приближенной к реальности. В противном случае дети, которые очень внимательно относятся к окружающему их миру, могут усомниться в правдивости автора. Такие произведения глубоко влияют на чувства детей, учат их справедливости, честности, учат сопереживанию героям, оказавшимся в сложной ситуации, и радуются успеху и хорошему окончанию. Такие моральные качества, как отзывчивость, честность, доброта, правдивость и т.д., развиваются в процессе работы с природоведческой литературой.
Наряду с нравственно-эстетическим воспитанием большое значение в развитии творческих способностей детей играет знакомство с литературой о природе. Некоторые дети хотят нарисовать то, что прочитано в книге, кто-то пишет эссе, рассуждает, делится своими впечатлениями о том, что они читают, кто-то работает над папье-маше, изображая фигуру любимого животного.
В любом случае, мало кто остается равнодушным — такова специфика природоведческой литературы. Она увлекается образами, заставляет детей делать определенные выводы и воспитывает высокие моральные чувства. Ребенок накапливает представления о разных жизненных формах, получая при этом эмоциональные впечатления от природы
Произведения о природе есть практически у каждого писателя, кто создавал книги для детей. И всё-таки среди всех можно назвать несколько имён, кто этой теме посвятил значительную часть своего творчества. Это К. Ушинский, В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Б. Житков. Нельзя обойти Л.Н. Толстого, который, создавая «Азбуку» для обучения детей, создавал такие рассказы специально в воспитательных и познавательных целях. А ещё Ф.И. Тютчев [2], А.А. Фет[2], А.Н. Майков[2], С.А. Есенин[2] и многие другие. Такая литература воздействует не только на сознание, но и на чувства ребёнка, воздействует, безусловно, положительно.
Детская природоведческая литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, в котором человек выступает как разумное существо, защищая природу, зная особенности ее развития, чувствуя себя частью природы и зная, как ее использовать. богатство с умом [18].
Особенность решения этой проблемы, как правило, заключается в отсутствии прямого назидания, открытой дидактики и обучения. А чтобы сделать моральное содержание стихотворения или прозы понятным для ребенка, поэты и писатели используют разнообразные художественные приемы и выразительно-визуальные средства.
Мораль в детской природоведческой литературе также заключается в особой любви к природе самих поэтов и писателей, о которой они иногда открыто говорят на страницах своих книг, передавая любовь читателям. Например, Ю. Дмитриев [15, с. 156] пишет: «Я действительно люблю все живое — животных и птиц, насекомых и рыб, деревья и цветы. Я знаю, как мало они были изучены, насколько окружены секретом их привычек, жизни, структуры. И как интересно, как интересно проникнуть в эти секреты. Но человек так устроен: что он сам любит, как ему кажется, другие тоже должны любить. Вот как я — я люблю природу и хочу, чтобы все любили ее. И они не просто любили — заботиться и защищать, ценить и радоваться. Потому что, не любя природу, не оценивая ее и не восхищаясь ею, невозможно быть по-настоящему счастливым человеком».
Таким образом, актуальная задача современной литературы природоведческого характера состоит в том, чтобы изменить представление человека о природе, обеспечить устойчивое понимание кровной связи между