Методика преподавания музыки Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности приобщения школьников к духовной музыкальной культуре России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА І.
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ   6

1.1.Роль
музыкального воспитания в социализации и общей культуре личности  6

1.2.Духовная
музыка и ее роль в воспитании школьников. 11

ГЛАВА ІІ.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.. 20

2.1.
Специфика музыкального развития ребенка школьного возраста. 20

2.2. Основные
направления музыкального образования в школе. 28

2.3. Пути
формирования духовной музыкальной культуры школьников. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

ЛИТЕРАТУРА.. 40

  

Введение:

 

Для реализации сложнейших
задач современной эпохи требуются не только образованные, но и духовно
развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в
первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в
совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания
школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.

Одна из важнейших задач
художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства,
музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных
качеств и идеалов. Найти основу духовно-нравственного развития детей можно на
уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить
смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к
произведениям искусства, развивать «любовное внимание»[1].

Однако, как отмечал Л.
Выготский[2], музыка не может прямо
«перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно
разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.
Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные
эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль,
чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том,
чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку,
развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое
отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Актуальность
работы. Развитие духовной культуры школьников является
актуальной задачей современного образования. Философские,
психолого-педагогические исследования доказывают, что основы духовности
начинают формироваться в период обучения в школе, когда у ребенка возникают вопросы
смысла жизни, появляется интерес к другому, как личности. В научных трудах Е. Г.
Ванслова, Н. Г. Морозовой, Б. М. Неменского, Е. М. Торшиловой, Б. П. Юсова
обоснована роль искусства в становлении личности школьника; в работах М. С.
Кагана, Е. П. Крупника, П. М. Якобсона рассматривается проблема обучения
школьников общению с искусством. Тем не менее, обоснование роли художественного
общения в процессе развития духовной культуры учащихся требует дополнительного
изучения. В частности музыка представляет собой передачу
из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому
музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает
выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников. При умелом
подборе школьно-песенного репертуара они становятся одними из самых любимых, и
на их основе можно воспитать высоконравственную личность.

Большой вклад в решение
вопроса формирования духовной культуры внесли ученые-психологи Л. С. Выготский,
В. В. Давыдова, Б. М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка
по-разному влияет на состояние человека.

Цель
исследования: рассмотреть особенности приобщения
школьников к духовной музыкальной культуре.

Задачи
исследования:

— рассмотреть условия музыкального
воспитания в социализации и общей культуре личности;

— изучить особенности духовной музыки и ее
роль в воспитании школьников;

— изучить специфику музыкального развития
ребенка школьного возраста;

— проанализировать основные направления
музыкального образования в школе;

— рассмотреть пути формирования духовной
музыкальной культуры школьников.

Объект
работы: процесс приобщения школьников к духовной музыкальной
культуре. Предмет –  реализация содержания, форм и методов
приобщения школьников к духовной музыке.

В ходе исследования мы
опирались на труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Л. П.
Буева, Т. И. Власова, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, В. Г. Федотова) и проблему
формирования духовности (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, В. Д.
Шадриков); системный подход к изучению психолого-педагогических особенностей развития
ребенка школьного возраста (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская,
М. В. Матюхина, Л. Ф. Обухова).

С точки зрения социологии
музыкальная культура представляет собой вид художественной культуры и изучается
как жизнь музыки в обществе (Б. Асафьев, Р. Грубер, М. Коган, А. Сохор).

Общие
психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л. С. Выготским,
В. Г. Ивановым, А. Н. Леонтьевым, А. А. Смирновым, В. Г. Максимовым

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы. [1] Бабаян, А. В. О нравственности и
нравственном воспитании // Педагогика – 2005 – № 2. – С. 10 – 12. [2] Выготский, Л. С. Психология
искусства. – М. : «Искусство», 1986. – 203 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная нами работа убеждает в том, что духовная музыка имеет богатый
эмоционально-интеллектуальный потенциал и способна эффективно способствовать
формированию музыкально эстетической школьников. Она учит мыслить и помогает
добиться успеха.

Проблемой, слабо решаемой в наши дни в школьной практике, является формирование
у школьников младших классов полноценного художественного вкуса: обучение детей
умению отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивных.
Педагогу необходимо уметь помогать школьникам приобщиться к прекрасному,
развить их творческие способности, научить умению трудится.

Духовная музыка  – это авторские
музыкальные произведения христианского содержания. О воспитательном воздействии
духовной музыки писали с древних времен в философской, психологической,
педагогической литературе, в церковных книгах, подчеркивая благородную миссию в
воспитании различных сфер личности, в частности нравственной и эстетической.
Исследователи определяют функции духовной музыки в такой последовательности:
воспитательная, психологическая, коммуникативная, стимулирующая, креативная,
просветительская, преобразовательная.

Учет возрастных особенностей в приобщении к духовной музыке имеет
огромное значение, помогает установить, какие именно формы, средства и виды
деятельности эффективны для музыкального развития ребенка того или иного
возраста. Приобщение к данному виду музыки с учетом возрастных особенностей
развивается постепенно – от простого слушания и восприятия – к самостоятельному
анализу.

Нами также проведен анализ 
основных направлений музыкального образования в школе и рассмотрены
основные пути и методы приобщения школьников к духовной музыке.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА І.
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

1.1.Роль музыкального воспитания в социализации и общей
культуре личности

Одним из приоритетных
средств социально-культурного становления личности выступает искусство. Музыка
же в социальном воспитании школьников занимает особое место. Известно, что
любое произведение искусства имеет, прежде всего, духовно-нравственное начало.
Развитая духовность является одной из важнейших персональных черт человека.

Морально-духовное
содержание музыкального искусства является основным средством воздействия на
личность. Роль музыкального наследия нашего народа рассматривается в
исследованиях Б. Теплова[1], Д. Б. Кабалевского[2], В. В. Медушевского[3].

 Исходя из социологического подхода,  ученые все больше склоняются к тому, что
музыка с ее актуализированными результатами духовной жизни общества, обнаруживает
распространенные социальные измерения в подсистеме духовной культуры. Научить
видеть и понимать прекрасное, наслаждаться произведениями искусства, а вместе с
тем и процессом собственного творчества является признаком самодостаточной
личности.

Интересны в этом контексте
исследования процесса социализации  школьников в процессе их музыкального
приобщения. В частности, В. Ларин исследовал особенности социализации детей
школьного возраста средствами искусства. Он отмечает, что сила
эмоционально-чувственного и идейно-художественного воздействия искусства делает
его одним из самых эффективных средств формирования ценностных ориентаций детей. [1]
Теплов Б. М. Психология
музыкальных способностей. – М. – Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1947. [2]
Кабалевский, Д. Б. Основные
принципы и методы программы по музыке  /
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 8 классы / под рук. Д. Б.
Кабалевского. – М. : Просвещение, 2007. – 
224 с. – С. 5 – 18. [3]
Медушевский, В. В. О
закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. –
156 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы